После окончания войны Иван Васильевич продолжил службу в войсках ПВО. Генерал - Майор авиации. После ухода в запас, возглавлял Черкасский обком ДОСААФ. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( пять ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, медалями.
Родился 21 Сентября 1920 года в деревне Дубье Кимрского района Тверской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной школы и аэроклуб. Затем учился в Московском физкультурном техникуме, работал учителем в школе. В 1940 году призван в ряды Красной Армии и год спустя окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил на Дальнем Востоке в 307-м истребительном авиационном полку ( 29-я истребительная авиационная дивизия ). Летал на И-153.
На фронтах Великой Отечественной войны с Апреля 1943 года. Был рядовым пилотом, затем командиром эскадрильи 812-го истребительного авиаполка ( 265-я истребительная авиационная Мелитопольская дивизия, 3-й истребительный авиационный корпус, 1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт ). Дважды ранен. Сражался на Кубани, под Мелитополем, Никополем, в Крыму. В боях за Берлин был помошником командира полка.
К Августу 1944 года Старший лейтенант И. В. Фёдоров совершил 285 боевых вылетов, участвуя в 62 воздушных боях лично сбил 24 самолёта противника, ещё 9 - уничтожил на аэродромах штурмовыми ударами. 26 Октября 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
В конце войны Капитан И. В. Фёдоров воевал на истребителе Як-3. Освобождал Польшу, участвовал в Берлинской наступательной операции. Последнюю победу одержал в ночь на 21 Апреля 1945 года, сбив FW-190D над переправой через Одер. Всего за время войны совершил 416 боевых вылетов ( из них 180 - на разведку и 84 - на штурмовку ), в 106 воздушных боях сбил лично 36 ( 1 тараном ) и в группе 1 самолёт противника, ещё 9 самолётов уничтожил на аэродромах.
После окончания войны Иван Васильевич продолжил службу в войсках ПВО. Генерал - Майор авиации. После ухода в запас, возглавлял Черкасский обком ДОСААФ. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( пять ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, медалями. Умер 28 Августа 2000 года.
* * *
Один из лучших советских лётчиков - истребителей, всю войну провоевавший на "Яках", И. В. Фёдоров был осуждён во время войны, и лишь выдающиеся результаты его боевой работы и заступничество командира 3-го ИАК Е. Я. Савицкого спасли этого блестящего лётчика от несправедливой расправы. Энергичный и отважный, старшина И. Фёдоров ещё до боёв, несмотря на молодость, считался одним из лучших лётчиков полка, в который был направлен сразу после окончания Качинского лётного училища в 1941 году.
В Декабре 1942 года в составе эскадрильи переведён в 812-й истребительный авиационный полк ( в котором сражался до конца войны ). После переучивания на аэродроме Багай - Барановка ( Саратовская область ) на истребитель Як-1 полк был направлен на Кубань, где 19 Апреля 1943 года в полном составе выполнил первый боевой вылет в район Абинской. На следующий день Фёдоров одержал свою первую победу, сбив истребитель Ме-109.
Ранним утром 10 Мая, находясь в группе прикрытия над той же Абинской, он был отсечён и вынужден принять бой с 6 истребителями противника. Пушечным огнём лётчик уничтожил ведущего одного из пар, но и сам был подбит, ранен и на горящем "Яке", на сходящихся курсах, крылом по кабине ударил самолёт врага. При ударе его выбросило из истребителя ( сила инерции была столь велика, что он оборвал привязные ремни ), контузило, но, на какое - то мгновение придя в себя, Фёдоров раскрыл парашют... Через месяц он вновь вылетел на боевое задание и в одном вылете уничтожил 2 немецких бомбардировщика...
В Сентябре 1943 года перед боями за Мелитополь и Никополь полк был перевооружён на Як-9 и возвращен на фронт, под Большой Токмак. Через несколько дней на аэродром приехал командующий Воздушной армией, и в его присутствии случился налёт нескольких групп немецких бомбардировщиков на кавалерийский корпус Генерала Н. Кириченко. Командир полка приказал группе Фёдорова взлететь и с ходу атаковать противника. Разгонявшие машины лётчики попали под удар одной из немецких групп прикрытия, потеряли двоих и не смогли прорваться к бомбардировщикам. Разъярённый командующий приказал: "Командира полка и командира группы - под суд !" - и уехал. Послушные следователи наскоро приговорили лётчиков соответственно на 12 и на 8 лет лишения свободы. Их было велено отчислить из авиации и направить в штрафную роту. Твёрдая позиция комдива А. Корягина и комкора Е. Савицкого, потребовавшая от них немалого гражданского мужества, позволила оставить осуждённых в корпусе. 28 Октября 1943 года судимость была с них снята за героизм и мужество, проявленные в воздушных боях.
В начале 1944 года Лейтенанту И. Фёдорову был передан Як-9Т с бортовым номером "31". Воюя на этой машине, он одержал 15 побед, стал командиром 2-й эскадрильи, за 24 лично сбитых самолёта противника был представлен к званию Героя Советского Союза.
Иван Васильевич имел склонность к постоянству: воевал исключительно на "Яках", в паре со своим ведомым Н. Сухоруковым одержал большинство своих побед - 26, а с механиком К. Мотыгиным прошёл до конца войны.
Позднее генеральный конструктор А. С. Яковлев, узнав, что первый вылет Иван Фёдоров выполнил в 1939 году на УТ-1 и до конца 1960-х годов летал на Як-28, подарил ему свою книгу с лаконичной надписью - "Патриоту и ветерану "Яков".
Летом 1944 года лётный состав 812-го ИАП вместе со своим командиром ( Майором И. Ф. Поповым ) попал на страницы журнала "Огонёк". Оказалось там и фото Ивана Фёдорова, что само по себе также говорило о значительных боевых заслугах, оценённых на самом "верху". В то время советская пропагандистская машина сбоев не давала.
К середине 1944 года Старший лейтенант И. В. Фёдоров получил широкую известность как непревзойдённый воздушный боец, по выражению одного из соратников, "энергичный и нервный, вертящийся в воздухе как чёрт". Он стал мастером воздушных разведок, неоднократно выполнявшим на Як-9Д опаснейшие задания. Лётчику, как правило, поручалось фотографировать результаты ударов по наземным войскам и аэродромам. Неоднократно Генерал Е. Савицкий брал его своим ведомым.
Едва ли найдётся другой фронтовой лётчик, через руки которого прошло столько модификаций "Яковлевых". Тут и Як-1, и Як-7, и Як-9, Як-9Д, Як-9У и Як-3, и даже Як-9К с пушкой НС-45 калибра 45-мм, выпущенный малой серией в 44 машины ( такую машину он испытывал в Августе 1944 года и сбил на ней 1 самолёт ). Для него было характерно крайне бережное отношение к своим машинам, почти языческое поклонение им. Трогательно на нескольких страницах он описал прощание с одним из своих "Яков": "Пришли на память слова из знаменитого пушкинского стихотворения: "Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, расстаться настало нам время..." Я обошёл самолёт, осмотрел залатанные специалистами раны, долго стоял под кабиной, наконец, сел в неё потрогал ручку управления, педали, гашетку огня. Хотелось говорить с машиной, как с живым существом"...
В Сентябре 1944 года полк был перевооружён новейшими истребителями Як-3. Летая на этой машине до самого конца войны Иван Фёдоров совершил 131 боевой вылет и сбил 12 самолётов.
Всего за войну он провёл 416 боевых вылетов, из них 180 - на разведку, 84 - на штурмовку, в 106 воздушных боях одержал лично 36 побед и ещё 1 - в группе. Штурмовыми действиями уничтожил на земле 9 самолётов, большое количество живой силы и другой техники. Сам сбит не был.
Иван Фёдоров родился 21 Сентября 1920 года в деревне Дубье Кимрского уезда Тверской губернии. Окончил 7 классов и аэроклуб. Учился в Московском физкультурном техникуме. В армию призван в 1940 году, перед этим учился летать в Раменском аэроклубе Москвы. В Марте 1941 года окончил Качинскую военную авиационную школу и был направлен на Дальний Восток.
Во время войны он участвовал в боях на Кубани, на юге Украины, в Крыму, в Белоруссии, освобождал Польшу, последних "Фоккеров" сбил в небе Берлина.
После войны служил в ВВС и ПВО. В числе первых освоил реактивные самолёты. Свой последний полёт выполнил 21 Марта 1969 года - спустя ровно 30 лет после первого вылета. Демобилизовался 21 Сентября 1978 года в звании Генерал - Майора авиации. Последние годы жил и работал в городе Черкассы. Написал книгу "В небе оставили след".