Иван Сергеевич по-прежнему играет в Театре на Таганке. На его счету было много интересных ролей. Одна из лучших - Сатин в спектакле "На дне". В советское время у него был 18-й актерский разряд, как у Иннокентия Смоктуновского. Кстати этот великий актер как-то назвал Бортника гением, чем тот очень гордится.
Детство Ивана Бортника было как и у большинства послевоенных мольчишек. Главным воспитателем являлся двор. "Во дворе народец тот еще, - вспоминает Иван Сергеевич. - Как сейчас помню: Володя Мужик - в длинном пальто черном, в прохорях, всегда с пистолетом. Периодически появлялся: его то сажали, то выпускали. Толик Фиксатый, Алик Козел, Севка Рыжий - все отсидели. Ну и я потихонечку в их компанию вливался".
Однажды и его взяли "на дело". Парни грабили ларек, а он стоял "на атасе". Как признается Иван Сергеевич, натерпелся он в тот раз страху! С тех пор больше в их делах он участия не принимал.
В школе точные науки давались Ивану тяжело, приличные оценки он получал лишь по литературе. Мальчик любил стихи, да и сам кое-что пописывал. Родители, мама - доктор филологических наук иотец - заместитель главного редактора Гослитиздата, думали, что возможно литература и станет поприщем сына.
Увлечение театром и кино пришло позже. Иван посещал Московский городской дом пионеров на Кировской, затем самодеятельную киностудию при Парке Горького. Когда он принял решение стать актером, это стало для родителей полной неожиданностью.
В 1957 году Иван Бортник поступил в ГИТИС. Но потом он решил отдать предпочтение Московскому театральному училище имени Б.В.Щукина, куда и поступил на курс В. Этуша.
В 1961 году Иван Бортник окончил училище и устроился в Театр Гоголя. А в следующем году состоялся его дебют в кино.
Свою первую роль - художника Василия - Иван Бортник сыграл в драме Всеволода Воронина "Исповедь". Этот фильм был создан на волне борьбы с религией. Герой Бортника Василий поступает в духовную семинарию, но разочаровавшись в служителях культа, оставляет Церковь.
Иван Бортник признается, что он очень не понравился сам себе в этой роли: "Что-то такое: хожу, страдаю - такая голубая роль". Не удивительно, что после этого у молодого актера просто пропало желание сниматься в кино.
Но без дела Иван Бортник не оставался. В тот период он был сильно загружен в театре. Молодых актеров в театре было мало, так что Бортник переиграл практически все молодежные роли. Иной раз приходилось давать по три спектакля в день.
В 1967 году Иван Бортник стал актером Театра драмы и комедии на Таганке. Там он и познакомился с Владимиром Высоцким, для которого стал одним из самых близких друзей наравне с Всеволодом Абдуловым и Валерием Золотухиным.
"До прихода в Театр на Таганке я вообще не знал, кто такой Высоцкий, - вспоминает Бортник. - Песен его не слушал - у меня тогда и магнитофона-то не было. Так, в каких-то компаниях звучало что-то блатное, хриплое. Подумал тогда: черт, какой-то талантливый, сидевший человек. И все вокруг: "Высоцкий, Высоцкий". Да кто такой, думаю, Высоцкий? А в 67-м пришел в театр, ну и познакомились. На чем сошлись? Не знаю, наверное, детство одно - послевоенное, любовь к поэзии. А потом, видимо, характер у нас схожий".
Первая любовь Ивана Бортника - актриса Инна Гулая - так и не стала его женой.
Иван Бортник: "Инна... Юношеская любовь, безумная совершенно. Мы никогда не могли бы с ней соединиться. Характеры одинаковые: оба нервные, категоричные, чёрти до чего доходило - до мордобитий. А потом у нее Гена Шпаликов появился. Иногда, выпив, я звонил туда. Подходил Гена - и давай на меня: "Пошел ты!.." А однажды, уже через много лет, у меня раздался звонок - Инка. Встретились, стали поддерживать отношения. А потом начались мучения. Она могла позвонить в четыре утра: "Ваня, мне скучно, приезжай". Какие-то завихрения у нее в голове начались: ей казалось, что Дашка, дочь ее, хочет то ли отравить, то ли зарезать ее. Я ей говорил: "Инна, ты что, идиотка?!" - "Да что идиотка, - отвечала она, - она мне все время в ванной бритву подкладывает". ...Это все невостребованность. Инна же тогда совсем не снималась. Все ждала: вот-вот позвонят..."
В итоге Инна Гулая покончила жизнь самоубийством - она отравилась, наглотавшись таблеток.
Жена Ивана Бортника Татьяна - не из актерского мира. Она окончила театрально-художественное училище, сейчас там и преподает.
Как признается сам актер: "Нелегко ей, конечно, пришлось. У меня характер достаточно тяжелый. Как говорит Юрий Петрович Любимов: "У вас очень скверный характер, Иван". <...> А у меня на самом деле скверный характер: я очень взрывной, вспыльчивый чрезвычайно, капризный. Еще Володя Высоцкий говорил: "Да Таньке при жизни нужно памятник поставить за то, что она с тобой живет". <...> Я могу наговорить такого! В течение десяти минут - взахлеб. А через пять минут забываю, с чего все началось, и извиняюсь..."
Вновь в кино Иван Бортник вернулся лишь спустя восемь лет. В 1970 году он снялся в драме Павла Любимова "Впереди день". А в 1974 году он сыграл главную роль в фильме-сказке "Иван да Марья" - мудрого солдата Ивана, одержавшего победу над вздорным царем-самодуром Евстигнеем XIII.
С этого времени режиссеры все чаще приглашать Бортника, хотя и доставались ему в основном роли второго плана. Он сыграл в фильмах Ильи Авербаха "Чужие письма" и "Объяснение в любви", киноповести Николая Кошелева "Старшина" и других.
Поистине всенародную известность актеру принесла роль вора по кличке Промокашка в телесериале "Место встречи изменить нельзя".
Известно, что Владимир Высоцкий очень хотел, что бы Бортник сыграл в фильме Шарапова
, но это было в то время невозможно. Станиславу Говорухину было просто приказано взять на эту роль Владимира Конкина, который только что сыграл Павку Корчагина и получил премию Ленинского комсомола.
Тогда Станислав Говорухин и предложил Бортнику роль Промокашки. Роль была практически без слов, и Бортник практически создал ее заново. Весь текст, который есть у Промокашки, был придуман им самим. Он вспоминает:
"В сценарии как было написано: "Появляется молчаливый парень в шестиклинке..." Кепка такая. Ну и что? Стыдно же - просто появляться и ничего не говорить. Говорухин мне сказал: "Ну придумай что-нибудь". Вот я и стал придумывать. Да и то много чего вырезали. Жаргон весь убрали. Малину помните? Там сначала всех за столом показывают, потом каждого в отдельности. Потом бандиты уходят спать - и все. А у меня там еще целая игра была: приставал к пассии Горбатого, лез к ней, звал ее куда-то пьяным мычанием. Но актриса начинала откровенно смеяться, и ничего из этой сцены не получилось.
Или сцена ареста банды. Подъезжаем мы с Володей к месту съемки, смотрю: стоит какой-то мрачный матерящийся Славка Говорухин. Подходит ко мне: "Вань, я прошу тебя, я не могу уже больше: они выходят все и: "Руки вверх!" - пистолет в снег, "Руки вверх!" - пистолет в снег. Полное однообразие. Ну придумай что-нибудь". На всю придумку было - пока я надевал брюки, пиджак, пальто, сапоги, шарф, кепку - минут пять, не больше. Как буду реагировать, не знал, но песню "А на черной скамье...", думаю, запою. Для Володьки моя выходка стала полной неожиданностью. И он потерял серьез - засмеялся. А потом же еще я плюнул ему в лицо...
Когда меня повели, я подошел к нему и: "Тьфу, сука, мусорина!" Это, разумеется, убрали. Но дальше там события развивались еще более непредсказуемо. Говорухин набрал милиционеров, которые конвоировали нашу банду, из пенсионеров. После войны же в основном пожилые люди шли в милицию работать. Это сейчас молодые все. Как их называют?.. Лимитчики. И когда я плюнул, у этих пенсионеров вдруг что-то сместилось: вот блатной! Подошел один: "Да мы тебя сейчас, тварь, б...ь, прямо здесь кончим". И это уже меня не снимают! Вот здесь я испугался: еще прибьют, думаю".
Эта роль стала своеобразной визитной карточкой Ивана Бортника. Прошло много лет, а зрители по-прежнему, несмотря на множество сыгранных им ролей, увидев актера восклицают: "Промокашка!". Он признается, что уже устал от этого. "Вы знаете, я лет десять не смотрю уже эту картину. Ни своих сцен, никаких. Даже если случайно попадается по телевизору, честное слово - переключаю".
Как уже говорилось, Иван Бортник и Владимир Высоцкий были близкими друзьями. Когда умер Владимир Семенович, это стало для Бортника сильным ударом.
"Вечером спектакль - готовлюсь. И вдруг открывается дверь, Таня входит: "Володя умер". Поехал в театр - там уже висит траурная надпись. И тут со мной началась истерика. Как доиграл - не помню. После спектакля мы с Любимовым поехали на квартиру к Володе. Я вошел в комнату, где он лежал, - снова истерика. Подошла мать, Евгения Максимовна: "Ваня, Ванечка, поплачь", - гладила она меня по голове. Мне вдруг почему-то пришла в голову мысль позвать знакомого священника. Стал звонить. Так Семен Владимирович, отец Володи, закричал на меня: "Прекрати! Я коммунист, никаких священников здесь не будет!" ... Очень тяжелые воспоминания. Поэтому все, что там писали после его смерти... Даже читать не мог. Настолько все мелко. У меня иногда на ровном месте начиналась истерика. Слезы градом. Просто вспоминал Вовку - и все".
Долгие годы Иван Бортник играл в кино второстепенные роли. Наконец в 1987 году Владимир Хотиненко, знакомый с Бортником по фильму "Родня", пригласил его на одну из главных ролей в фильм "Зеркало для героя". Герой Бортника - Андрей - попадает в прошлое - в 1949 год. Типаж актера удивительно точно лег на эту роль. Пожалуй этот фильм во второй раз открыл зрителю этого талантливого актера.
В 1990 году Иван Бортник сыграл сторожа, расследующего убийство на съемочной площадке в детективном триллере "Смерть в кино". Затем последовала главная роль в политическом детективе "Убийство на "Ждановской".
Иван Сергеевич по-прежнему играет в Театре на Таганке. На его счету было много интересных ролей. Одна из лучших - Сатин в спектакле "На дне". В советское время у него был 18-й актерский разряд, как у Иннокентия Смоктуновского. Кстати, этот великий актер как-то назвал Бортника гением, чем тот очень гордится.
В настоящее время ролей в театре практически нет. Единственный спектакль, в котором он занят - "Высоцкий". Высоцкий по-прежнему занимает в жизни Ивана Сергеевича важное место. Нередко он выступает на различных вечерах, посвященных выдающемуся певцу и актеру, читает его письма.
Не намного лучше обстоят дела и в кино. Иван Сергеевич снимается мало, хотя предложения от режиссеров есть. "Вот вчера отказался от восьмого сценария за месяц. Просто физически плохо становится, когда я читаю всю эту драматургию. Как я ее называю - "литература". Вот эта вся Донцова, сериалы какие-то... Либо роли неинтересные. <…> Один артист, неплохой, между прочим, мне как-то сказал: "Да ладно, я бы и за сто долларов согласился". А мне стыдно..."
Среди последних работ в кино роли в триллере "По ту сторону волков" и в боевике Андрона Кончаловского "Антикиллер". В последней картине зрители отметили его замечательную игру в небольшой роли