Герой Советского Союза (7.04.40). Награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова 2-й степени, орденом Кутузова 2-й степени, орденом Красной Звезды, медалями.
Родился в семье крестьянина. Русский. Окончил семилетку в г. Рыбинске.
В ВВС РККА с 1927 г. В 1927 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, а в 1930 г. - Севастопольскую высшую школу красных морских лётчиков.
Несколько лет был летчиком-инструктором, а потом служил в строевых частях.
Член ВКП(б) с 1939 г.
Участвовал в советско-финской войне. Был помощником командира 6-го дальнебомбардировочного авиаполка 27-й дбаб ВВС Северо-Западного фронта. Совершил 13 боевых вылетов, разрушил ряд железнодорожных узлов и промышленных объектов.
29.12.39 г. майор Балашов во главе группы из семи самолётов вылетел для нанесения удара по оборонному заводу в г. Ювяськюля. Стояла низкая облачность. Балашов провёл самолёты над облаками, а потом, пробив их, вывел машины точно на цель. Самолёты нанесли мощный бомбовый удар с малой высоты. Противник открыл шквальный зенитно-артиллерийский и пулемётный огонь. Но задание было уже выполнено, и наши самолёты вновь скрылись в облаках.
Утром 6.01.40 г. с аэродрома Кречевицы поднялись две группы бомбардировщиков ДБ-3 6-го дбап. Первая из них, под командованием майора Балашова, насчитывала девять самолетов (из состава 1-й и 2-й эскадрилий). Во второй группе под командованием майора Майстренко было восемь бомбардировщиков из состава 1-й и 3-й эскадрильи.
Группа Майстренко была практически полностью уничтожена. На свой аэродром вернулся только один самолет.
Роковым обстоятельством, определившим исход боя, оказалось решение майора Майстренко возвращаться прежним маршрутом, что и привело к разгрому его группы. Безусловно, сейчас уже трудно понять причины, побудившие его избрать этот путь, но возможно, наряду с желанием свести к минимуму угрозу потери ориентировки над незнакомой местностью, он надеялся на сложные погодные условия (сильную облачность). Однако его расчеты не оправдались.
Девятка майора Балашова, не понесла потерь и в полном составе вернулась на базу, что объясняется решением ведущего использовать для возвращения другой маршрут.
Всего за время боев зимой 1939-40 гг. 6-й дбап потерял четырнадцать самолетов, половина из которых пришлась на трагический день 6.01.40 г.
7.04.40 г. майор Балашов Иван Филиппович был удостоен звания Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 318.
Вскоре подполковник Балашов был назначен командиром 100-го дальнебомбардировочного авиаполка 35-й бомбардировочной авиадивизии дальнего действия.
Вспоминает генерал-лейтенант авиации Каравацкий: «Ознакомление с дивизией начал с низов. Прежде всего встретился с авиаторами полка, что размещался в Орле. Командовал полком Герой Советского Союза И.Ф. Балашов. Молод он был и отважен. Боевой летчик. Участник войны с Финляндией. Летчики, все авиационные специалисты по праву гордились подвигами своего командира. К вечеру у меня сложилось определенное представление о положении дел в полку.
Перед отлетом в Брянск снова побывал у командующего авиацией округа. Высказал впечатления от знакомства с И.Ф. Балашовым и полком, внес конкретные предложения об изменении характера планирования боевой учебы...
Орловский полк заметно отставал в боевой подготовке, и это не давало мне покоя. Командиру полка И.Ф. Балашову никак не удавалось организовать планомерную учебу экипажей. Надо было помочь ему преодолеть отставание, и я занялся этим в ближайшие дни».
Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Командовал 100-м дбап.
В ночь на 23.06.41 г. две эскадрильи полка вылетели на первое боевое задание – бомбардировку важного железнодорожного узла.
Рассказывает генерал-лейтенант авиации Молодчий: «Еще до наступления темноты полтора десятка самолетов взлетели и взяли курс на запад. Мы провожали их завистливыми взглядами. Утих шум моторов, боевые машины скрылись за горизонтом. А вслед за ними закатилось и солнце. В сгустившихся сумерках оставшиеся три эскадрильи ждали на земле дополнительных распоряжений. Все экипажи были готовы лететь на любое задание, нам хотелось как можно быстрее встретиться с врагом. Все как один мы завидовали улетевшим..
Снова и снова в мыслях возвращались мы к экипажам, улетевшим бомбить железнодорожный узел. Зная скорость полета и расстояние до цели, мы без большого труда могли определить по времени, где находятся улетевшие самолеты и когда они выйдут на цель…
Вскоре короткая июньская ночь кончилась. Маленькая, узенькая полоска рассвета на востоке, словно чувство тревоги в наших сердцах, разрослась во все небо.
Как же так?! Расчетное время полета давно уже истекло, а на аэродроме все еще ждут улетевших на первое боевое задание. Где они?!. Что с ними?! Из двух эскадрилий на аэродром не возвратилось ни одного самолета!..
Вскоре мы узнали все подробности. Боевой вылет был удачным. Бомбы все легли точно на цель. А вернуться на свой аэродром никто не смог. Так, оказывается, тоже бывает…
В полку уделили максимум внимания точному выходу экипажей на цель. Это было обеспечено визуальным полетом. И экипажи поработали отлично. На железнодорожный узел вышли в вечерних сумерках. Цель была как на ладони.
А ведь еще предстоял и обратный полет. Он приходился на ночь. Возвращаться надо было над затемненными городами, мелкими населенными пунктами. Как ориентироваться в темноте? Хорошо, что хоть ясно очерчен горизонт. На небе - ни тучи. Звезды. А вот ориентировку экипажи все-таки потеряли. Заблудились, не нашли свой аэродром. Тогда самолетная радионавигация была только в стадии освоения. Она единственная могла бы выручить. А выручила короткая июньская ночь. На самолетах хватило бензина дотянуть до рассвета. И все экипажи, как только стало светать, произвели посадку на первых подвернувшихся аэродромах. Несколько самолетов, так и не успевших определиться, вынуждены были сесть на колхозные поля».
Вспоминает генерал-лейтенант авиации Каравацкий: «Не обходилось без потерь. На аэродром под Курском, куда перебазировался полк И.Ф. Балашова, я прилетел ранним утром 27 июля. Экипажи полка, возвращаясь с ночного задания, заходили на посадку. Мне было известно, сколько ушло их в бой, и я считал бомбардировщики, едва они показывались в поле зрения. Как и накануне, вернулись не все. Значит, снова потери. Горько стало на душе. Кого-то снова придется вычеркивать из списка живых, кого-то заносить в список без вести пропавших. Остро переживали мы эти потери.
Неподалеку от меня стояли, о чем-то беседуя, летчики. Пригляделся к ним внимательнее и узнал командира полка Героя Советского Союза Ивана Филипповича Балашова. Ничего не осталось в нем от того щеголеватого и веселого летчика, каким он запомнился мне во время первой встречи в Орле. Брови над переносицей были сдвинуты. Под глазами - густые тени усталости. Многое довелось пережить ему в эти первые дни войны.
После одного из вылетов мне доложили, что экипаж И.Ф. Балашова не вернулся. Не знаю, у кого как, а у меня определенно прибавилось морщин на лице. Потерять такого храброго и опытного летчика!
Однако Иван Филиппович, как выяснилось, не погиб. Летчики видели, как он попал под перекрестный огонь вражеской зенитной артиллерии. Балашов не свернул с боевого курса. Бомбы он сбросил точно на цель. Под крылом заполыхали вагоны железнодорожного эшелона. Но и бомбардировщик Ил-4 задымил. В этот момент, как на беду, налетели «мессеры». Иван Филиппович выполнил сложный маневр, воспользовался замешательством фашистского летчика и протаранил вражеский истребитель. Оба самолета, оставляя дымные полосы, стремительно шли на снижение. Сверху было видно, как на широкой лесной поляне огненными смерчами взметнулись к небу два султана. На том месте долго не угасало пламя. Одного не заметили летчики. В последний момент, уже перед самой землей, нашему летчику все же удалось выброситься с парашютом.
Балашов оказался раненным. Он углубился в лес и, стиснув от боли зубы, зашагал на восток, туда, где над самым горизонтом уже поднималось солнце. У него было одно стремление: поскорее добраться до своих и отомстить за гибель товарищей, которым спастись не удалось. Видимо, они были ранены или убиты в воздухе.
Иван Филиппович шел без передышки и днем и ночью. Пробирался лесами и болотами. Через линию фронта перешел лишь на третий день. На излечении летчик долго не задержался. Он обратился ко мне с просьбой дать ему возможность летать. Отказать не решился: боевые вылеты для него - лучшее утешение...
В это время Балашов стоял от меня всего в нескольких шагах. Выглядел он мрачнее самой мрачной тучи.
- Вылетели впятером, приземлились втроем, - сказал он глухим, сдавленным голосом.
- Да и те, кто вернулся, уцелели, можно сказать, чудом, - отозвался стоявший рядом летчик. - Сквозь ад кромешный прорвались. Что делается-то?
Балашов смахнул зажатым в руке шлемофоном струйку пота с виска, тяжко вздохнул и снова заговорил:
- Где наши истребители? Они же охранять нас от «мессеров» должны! И до кой поры мы звеньями летать будем? Разве можно в составе звена круговую оборону организовать?
- Да и цели дают такие, что поразить их можно только с малой высоты, - досадливо проговорил собеседник. - Из-за этого и терпим такие потери. Гибнут летчики.
Иван Филиппович подождал, пока собрались все члены вернувшихся экипажей, и вместе с ними молча зашагал по дороге в военный городок. Я не стал их задерживать. Времени у них оставалось совсем мало. После короткого отдыха им снова предстояло лететь в бой. И кто знает, может, снова кто-то из них не вернется.
Трудные дни переживали авиаторы дивизии. Первые победы доставались нам дорогой ценой. Надо было искать выход, перестраиваться, вносить существенные изменения в тактику ведения боевых действий бомбардировочной авиации. От этого зависела и эффективность ударов, и жизнь экипажей.
Прав командир полка И.Ф. Балашов: бомбардировщики вылетали на задания без прикрытия, полагаясь в основном на свои силы. Летали мы чаще всего на высоте, не превышающей 500 метров. В этом была одна из основных причин наших потерь…
К этому времени наша 35-я дивизия совершила 420 боевых самолето-вылетов. Ни в одном из них нас не сопровождали истребители».
Лётчики 100-го дальнебомбардировочного авиаполка под командованием подполковника Балашова громили фашистов под Витебском, Белой Церковью, Смоленском, Брянском.
В конце августа 1941 г. они сорвали юго-западнее Брянска попытку вражеской танковой колонны прорваться в тыл наших войск.
В начале 1942 г. Балашов был назначен командиром 818-го дальнебомбардировочного авиаполка. Полк наносил бомбовые удары по военным объектам врага в Донбассе и на подступах к Сталинграду.
В ноябре 1942 г. полковник Балашов был назначен командиром 2-го гвардейского бомбардировочного полка АДД.
Произошло это после авиакатастрофы потрясшей всю Авиацию Дальнего Действия.
Вспоминает Молодчий: «Перелетая с аэродрома подскока на основную базу, погибли комдив генерал Новодранов, командир нашего полка подполковник Микрюков, офицеры оперативной группы, инженеры, техники и механики. Всего 39 человек. Погиб и наш боевой товарищ, наземный член нашего экипажа техник бомбардировщика Коля Барчук. Летели они на транспортном самолете. И пилотировал его опытный летчик капитан В. Гордельян. И вот - катастрофа. Конечно, всему были найдены причины, все объяснено. Но как нелепо погибнуть вот так, не в бою... К сожалению, случалось такое и на земле, и в небе. Пусть очень и очень редкие, но все равно тяжелые, ничем не оправданные потери. Так и было сказано тогда. А какие это были люди! О каждом из них можно книги писать».
С подмосковного аэродрома лётчики 2-го гбап летали бомбить фашистские позиции под Ленинградом.
Однажды командир полка сам возглавил ночной налёт 55 бомбардировщиков Ил-4 на скопление вражеских эшелонов. Удар был успешным – несколько часов на станции бушевал огонь, пожирая цистерны с горючим, вагоны, платформы с танками, орудиями, автомашинами, на земле остались сотни трупов гитлеровцев.
27.11.43 г. полковник Балашов был назначен командиром 1-й гвардейской авиационной Орловской дивизии дальнего действия.
В канун нового 1944 г. лётчики дивизии осуществили блестящую операцию по уничтожению фашистского аэродрома в Пскове, на котором было сосредоточено более 200 бомбардировщиков.
19.08.44 г. ему было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.
26.12.44 г. 1-я гвардейская авиационная Орловская дивизия дальнего действия была переименована в 11-ю гвардейскую бомбардировочную авиационную Орловскую дивизию 18-й ВА.
Лётчики 11-й гбад уничтожали военные объекты врага в Нарве, Таллинне, Риге, Мемеле, Либаве, Кёнигсберге, Хельсинки, Данциге, Дебрецене, оказывали помощь наземным войскам при форсировании Одера, захвате Кюстринского плацдарма, в заключительном наступлении советских войск на Берлин.
Всего в годы Великой Отечественной войны генерал-майор авиации Балашов совершил 40 боевых вылетов на бомбардировку объектов в глубоком тылу противника, уничтожая их в Гомеле, Орле и в других городах, участвовал в ликвидации группировки Паулюса, прорыве блокады Ленинграда, разгроме фашистов на Курской дуге.
После войны он служил в ВВС.
В 1951 г. окончил Военную академию Генштаба.
С 1954 г. - в запасе.
Похоронен в Санкт-Петербурге.