Иван Ангелов (1864-1924). Труд и быт болгарских крестьян - основная тема творчества болгарского живописца и графика Ивана Ангелова (псевдоним И.А.Стоянова) - основателя болгарской школы критического реализма в живописи.
Иван Ангелов родился в предгорьях Стара-Планина в селе Вреница Врачанского округа и с самого детства был окружен своими будущими героями, вместе с ними ходил на полевые работы, помогал отцу сеять и жать, косить сено. Начальное образование будущий художник получил в школе в Тырнове (ныне Велико Тырно
во), а для продолжения учения пришлось уехать сначала в Загреб, а затем в Осиек (в те годы на территории Австро-Венгрии). Способности к рисованию привели
семнадцатилетнего болгарского юношу, как и многих его соотечественников, в Художественно-прикладное училище в Мюнхен, откуда он через год, в 18
82 году, перешел в Королевскую Баварскую Академию изящных искусств. Здесь, в Академии, Ангелов получил прекрасную подготовку в академическом рисунке, занимаясь у директора Академии профессора Карла Пилота, известного представителя академического направления в немецкой живописи XIX века.
Годы, про
веденные Иваном Ангеловым в Югославии и Германии, принесли на землю Болгарии освобождение от турецкого ига и мир (1877-1878). Создание новой болгарской культуры требовало объединения усилий всех болгар, поэтому именно в 1880-е годы многие его деятели вернулись из эмиграции на родину, чтобы принять л
ичное участие в возрождении национального искусства.
В 1886 году после окончания Академии в Мюнхене вернулся в Болгарию и Иван Ангелов. Сначала он преподавал в школе в Варне, затем в Софии. В Софии в 1887 году состоялась и его первая персональная выставка (вторая в Болгарии после освобождения, пе
рвой выставкой болгарской живописи была выставка Ивана Димитрова в 1885 году). На своей выставке Ангелов показал жанровые картины, серию пейзажей Болгарии, благожелательно встреченные болгарской общественностью.
Для завершения профессионального художественного образования Иван Ангелов отправляетс
я в Италию, где в 1888- 1889 годах знакомится с произведениями великих итальянских мастеров, изучает творчество современных ему итальянских художников.
Возвратившись на родину в 1889 году, художник снова начинает преподавать рисунок и живопись, сначала в школах Сливена и Пловдива, а затем в Софии
. Многие годы он преподавал в Рисовальном училище (в 1908-1921 годах оно носило название Художественно-индустриального училища) в Софии, а когда оно в 1921 году было преобразовано в Академию художеств, стал ее профессором.
Иван Ангелов - один из самых плодовитых болгарских художников начала XX ве
ка. Из-под его кисти вышли многочисленные пейзажи, жанровые картины, портреты, большое число рисунков, акварелей. Он обладал способностью запоминать натуру до мельчайших подробностей и мгновенно переносить свое восприятия натуры на бумагу или холст.
Верность народным типам, правдивая характеристи
ка болгарского крестьянина начала XX века, бесправного перед богатыми и беспомощного перед стихиями, стали основной темой творчества Ангелова до последних дней жизни. Тяжкий труд, нелегкие будни крестьян вызывали в нем деятельное сочувствие, желание показать их жизнь во всей ее сложности ("Бог дал,
бог взял", 1903; "Буря в сердце и на небе", 1905; "Косарь", 1924). Поэтические образы болгарских крестьянок - особая страница творчества художника. Его крестьянки - красивые, статные, свободные в движениях, как бы заполняют своей жизненной энергией его богатые и сложные по колориту полотна ("Жатва",
"Жница", обе - 1892; "Сборщица роз", 1921); как в знаменитом болгарском танце "хоре", подняла руки с ситом веяльщица бобов ("Веяльщица", 1919). В женских образах Ангелов доходит до эпических обобщений, символических образов. Изящество рисунка, ювелирность мазка, изысканность колористического решени
я присущи этим работам художника.
Любовью к родному краю проникнуты пейзажи Ангелова, созданные во время многочисленных путешествий по Болгарии ("Пейзаж Сливена", 1888; "Ливада", 1919, оба - в Национальной художественной галерее, София).
Ангелов представлял болгарское искусство на многих крупн
ых художественных выставках рубежа XIX-XX веков. В 1892 году экспонировавшаяся на Пловдивской ярмарке картина "Жатва" была удостоена золотой медали. В 1904 году он показал свои работы на Первой Южнославянской выставке в Белграде, а в 1906 году - на Второй Южнославянской выставке в Софии, в 1907 году
принял участие в Международной художественной выставке в Лондоне и в том же году его работы экспонировались во Флоренции на выставке Общества итальянских художников, в 1922 году - на выставке болгарского искусства в Вене и многих других.
Использованы материалы статьи Т.Гатовой в кн.: 1989. Сто п