До 1918 г. Александров работал в качестве инженера на ряде строительств, а также занимался техническими и экономическими изысканиями и проектированием. Подлинный расцвет его многосторонних талантов начинается с Великой Октябрьской социалистической Революции. С 1918 г. он работает в Комитете государственных сооружений ВСНХ (Комгоссоор), а с февраля 1920 г. - в Комиссии по составлению плана ГОЭЛРО.
Выдающийся инженер, и экономист, многогранный исследователь природы и хозяйства ряда экономических районов Советского Союза, один из основных участников составления плана ГОЭЛРО и проекта экономического районирования России, составленного Госпланом в 1921 г.
Его работы имели большое значение для развития советской районной экономической географии, а также вообще для выработки научного метода комплексных исследований природы и хозяйства районов при их социалистической реконструкции. В своем докладе на VIII Всероссийском электротехническом съезде в Москве 1 —10 октября 1921 г. об экономическом районировании России (с картой районов) Александров дал новую, советскую, социалистическую, активную постановку этой географической проблеме, соподчинив ее плановой системе развития социалистической экономики: "Районная разработка плана народного хозяйства" Н. К. позволяет установить теснейшую связь между природными ресурсами, навыками населения, накопленными предыдущей культурой ценностями и новой техникой и получить наилучшую производственную комбинацию, проводя таким образом, с одной стороны, целесообразное разделение труда между отдельными областями, а с другой — организуя область в крупную комбинированную хозяйственную систему, чем достигается, очевидно, лучший хозяйственный результат» (1), — докладывал Александров съезду. Через месяц, 5 ноября, он докладывал от имени Госплана проект районирования на заседании Совета Труда и Обороны В. И. Ленину, принципиально одобрившему доклад.
От многочисленных дореволюционных опытов районирования, ограничивавшихся только познавательными целями, советское экономическое районирование, над которым так много и успешно работал Александров, резко отличается прежде всего своим преобразовательным устремлением. «Идея экономического районирования [на новых преобразовательных основах. — Н. К.] родилась непосредственно от идеи электрификации [т. е. от задач реконструкции. — Н. К.]», - говорит Александров («Доклад Госплана III Сессии ВЦИК», 1922, стр. 1). «...Все развитие должно пойти по новым путям, указываемым современными достижениями мировой науки и техники. Таким образом, определяющим моментом при выделении каждого экономического района должен служить перспективный план его хозяйственного возрождения с учетом новых форм использования энергии (электрификация) и новых форм транспортной связи (сверхмагистрализация транспорта)», — повторяет Александров в дальнейшем (стр. 7—8). И. Г. Александров родился в Москве в 1875 г. в семье фельдшера.
После окончания реального училища И. Г. Александров в 1894 г. поступил в Московское высшее техническое училище, где проучился два года, уезжая только два раза на практику на Богородско-Глуховскую мануфактуру. В 1896 г. в Москве открылось новое высшее учебное заведение — Московское инженерное училище при министерстве путей сообщения. Привлеченный его новой программой, Александров переходит туда, кончает теоретический курс в 1901 г. и уезжает на двухгодичную практическую работу на строившуюся тогда Оренбург-Ташкентскую железную дорогу. Окончив эту практическую работу, он защищает диплом в 1903 г.
До 1918 г. Александров работал в качестве инженера на ряде строительств, а также занимался техническими и экономическими изысканиями и проектированием. Подлинный расцвет его многосторонних талантов начинается с Великой Октябрьской социалистической Революции. С 1918 г. он работает в Комитете государственных сооружений ВСНХ (Комгоссоор), а с февраля 1920 г. - в Комиссии по составлению плана ГОЭЛРО.
Им написаны разделы плана: «В. Электрификация и водяная энергия, и «Д. Электрификация и транспорт, (совместно с Г. О. Графтио). Обе эти работы, как и весь план ГОЭЛРО, построены на широкой географической основе и затрагивают животрепещущие экономико-географические вопросы: преодоление огромных пространств и развитие производительных сил СССР с учетом всего многообразия природных и экономических особенностей нашей страны.
С 1921 по 1924 г. Александров руководит подкомиссией по районированию, образованной по постановлению Совета Труда и Обороны в составе Государственной плановой комиссии (Госплана). Научной заслугой Александрова является его ближайшее участие (совместно с Л.Л.Никитиным) в подготовке "Тезисов по районированию" комиссии под руководством М.И.Калинина при ВЦИК в 1921-1922 гг., сохранивших свое научное значение для экономической географии и планирования до настоящег времени.
Основные его подходы к районированию можно вкратце сформулировать так:
1. Энергетический метод, предполагающий социалистическую организацию производства в районах на основе передовой электрической техники и организационно-производственное объединение хозяйства в виде районных комбинатов.
2. Подчиненность государственному планированию, в отличие от стихийности районирования капиталистических стран.
3. Историзм формирования районов — экономическое районирование «не может быть решено без изучения общего хода развития страны как в прошедшем (история) и настоящем, так и будущем (ее перспектив)» («Доклад Госплана III Сессии ВЦИК», стр. 7).
4. Экономическая комплексность районного хозяйства с той или иной мерой специализации и географического разделения труда в общегосударственном масштабе (вместо хозяйственной «однородности» большинства дореволюционных работ по районированию).
5. Взаимосвязь с государственно-политическим делением и с формами хозяйственного управления. В дальнейших своих работах Александров производил практическое комплексное изучение производительных сил ряда районов СССР в связи с проектами реконструкции их хозяйства. Это изучение явилось первым опытом приложения теоретических основ советского районирования непосредственно к практике строительства. Изучены были им следующие районы: Южный горнопромышленный район Украины (в связи с работами по плану ГОЭЛРО и руководством работой Южной горнопромышленной секцией Госплана, а также разработкой проекта Днепровского энергопромышленного комплекса).
Среднеазиатский (в связи с проектами электрификации района и проектирования Чирчикской гидроустановки). Восточная Сибирь (в связи с проектами Ангар-строя). Поволжье (в связи с проектом сооружения Камышинской гидроустановки, ирригации Заволжья и созданием Нижне-Волжского промышленного комплекса). Во всех этих работах Александров показал себя не только инженером, но и крупным исследователем природы и хозяйства нашей страны, изучившим с реконструктивными целями территорию, в общем далеко превышающую по площади Западную Европу.
С 1921 по 1927 г. Александров разрабатывает проект Днепровской гидроустановки в Запорожье и Днепровского энергопромышленного комбината; проект этот был расширен им до охвата проблем всего Южного горнопромышленного района и создал ему мировое имя. С 1928 г. Александров занимается проблемой использования р. Чирчик под Ташкентом для энергетики и ирригации в связи с проектированием азотно-тукового комбината при нем на основе электролиза воды; в дальнейшем тема эта расширяется и охватывает общую схему электрификации Средней Азии. С 1930г. Александров возглавил разработку проблемы Ангарстроя (при участии Н. Н. Колосовского и В. М. Малышева), начатую в Госплане СССР в 1925—1928 гг. по указанию правительства. По возможной отдаче энергии Ангарстрой — самая крупная водная энергосистема в СССР. Совместно с рядом передовых ученых СССР Александров разработал многолетний план комплексных исследований этого обширного и малоизученного района. План этот был принят в 1930 г. на I Конференции по изучению производительных сил Восточной Сибири в г. Иркутске, положен в основу дальнейших работ над проблемой Ангары и увенчался успехом.
Вся система комплексных исследований Ангарстроя — это расширенный и углубленный метод, ранее примененный для Днепра, а также для Урало-Кузбасского проекта. Проект Ангарстроя (законченный уже Н. Н. Колосовским и В. М. Малышевым) был высоко оценен экспертизой в 1936 г. и использован конференцией Академии наук СССР по изучению производительных сил в 1947 г. в Иркутске. В 1932 г. Александрову поручается правительством составление проекта ирригации засушливых районов Заволжья на основе использования энергии мощной установки у г. Камышина на Волге. В его руках ирригационное (казалось бы «отраслевое») задание превращается в широкий план реконструкции целого района. Последние годы своей жизни Александров посвящает разработке генеральной схемы развития железнодорожной сети СССР; работу эту он проводит сначала по научно-техническому совету НКПС, а затем в качестве руководителя созданной им транспортной секции Академии наук СССР.
Заслуги Александрова высоко оценены правительством. В 1932 г. имя его как автора проекта заносится на доску почета Днепростроя. Он избирается действительным членом Академии наук СССР. За проект Днепростроя И. Г. Александров награждается орденом Ленина, за работы по планированию народного хозяйства — орденом Трудового Красного Знамени. Он был представителем СССР в Международной комиссии по большим плотинам. Несмотря на занятость Александров много писал, редактировал, направлял издание научных трудов и исследований. Ташкентский университет считает его одним из своих создателей. Александров возглавлял работы Организационного комитета Туркестанского университета: подбирал людей, материалы и библиотеку для этого нового университета, получившего позднее название Среднеазиатского. Широкий научный профиль Александрова не укладывается ни в какие условные рамки узкой специальности, что имеет место почти со всеми действительно крупными учеными. Его признают «своим» самые различные ученые корпорации — инженеры, физики, экономисты и географы. Именно поэтому особенно трудно дать характеристику его научного облика в краткой статье, ограниченной в своей целевой установке пределами одной какой-либо науки.
Умер Александров 2 мая 1936 г. в расцвете творческих сил. Разработанные им методы экономического районирования, с исправлениями и дополнениями, внесенными в них правительством и партией, использованы в современной теории районирования, принятой в советской экономико-географической науке. Соответствующий специальный курс районирования ныне читается на географических факультетах Московского (с 1939 г.) и Ленинградского университетов (с 1950 г.).