В 1938 году, окончив учебу, Пенн стал арт-редактором в роскошном универмаге 'Saks Fifth Avenue'. Однако, через несколько лет, в возрасте двадцати пяти, поддавшись творческому порыву, он уволился, бросил все и отправился в Мексику, где целый год занимался живописью, проживая свои не слишком большие сбережения. Впоследствии все свои мексиканские полотна художник уничтожил.
Фотограф Ирвинг Пенн (Irving Penn) родился в 1917 году в Плейнфилде, штат Нью-Джерси.
В возрасте восемнадцати лет он поступил в класс Алексея Бродовича (Alexey Brodovitch) на курс рекламного дизайна в Школу искусств при музее искусств Филадельфии. В это же самое время Пенн устроился подрабатывать курьером в журнале 'Harper's Bazaar', после рисовал эскизы обуви, был подмастерьем.
В 1938 году, окончив учебу, Пенн стал арт-редактором в роскошном универмаге 'Saks Fifth Avenue'. Однако, через несколько лет, в возрасте двадцати пяти, поддавшись творческому порыву, он уволился, бросил все и отправился в Мексику, где целый год занимался живописью, проживая свои не слишком большие сбережения. Впоследствии все свои мексиканские полотна художник уничтожил.
Вернувшись в Нью-Йорк, Ирвинг Пенн прошел собеседование и вновь получил должность арт-редактора – на этот раз в популярнейшем издании 'Vogue'. В первое время Пенн помогал Алексу Либерману, ассистентом которого он был назначен, но его видение фотоснимков совсем не совпадало с мнением фотографов, а потому в один прекрасный момент Либерман настоял, чтобы Пенн сам взял в руки фотоаппарат. Вооружившись редакционной камерой, Пенн создал свой первый фото-натюрморт - коричневая кожаная сумка, бежевое кашне и перчатки, кроме этого в объектив попал большой топаз и цитрусовые. Фотография появилась на обложке 'Vogue' от 1 октября 1943 года. Так началась блестящая карьера фотографа и художника Ирвинга Пенна.
С тех пор Пенн начал снимать сам, доказывая своими работами, что минимализм - синоним роскоши. Его стиль впоследствии был признан воплощением аристократической элегантности.
При этом новоявленный фотограф демонстрировал удивительную работоспособность и энергичность – он не только снимал и редактировал, но принимал участие в рекламе, фотожурналистике, портретной и постановочной фотографии, и даже работал для телевидения.
Среди прочего, он постоянно экспериментировал – одним из им созданных приемов является 'помещение человека в замкнутое пространство'. Для этого Пенн брал две плоскости, образовывающие угол, помещал туда свою модель. Художник объяснял, что некоторые люди чувствуют себя в таком пространстве уверенно и свободно, в то время как другие начинают беспокоиться и чувствуют себя в капкане. А потому внимание, концентрация которого требуется при съемке, достигается наиболее легко и полно. Таков был Ирвинг Пенн в ранние годы.
Наиболее известные и заметные модели 'углового' периода Пена - Ноэль Кауард, герцогиня Виндзорская и Спенсер Трэйси.
Другой характерный прием – использование при съемках древнего ковра, который фотографу посчастливилось купить в одном из магазинчиков на Третьей Авеню. Ковер был обязательным антуражем портретов Пенна в течение нескольких месяцев и в разных цветовых сочетаниях встречался во многих его работах того периода - на его фоне запечатлены Джон Дьюи и Альфред Хичкок.
Есть мнение, что 'Vogue' двух послевоенных десятилетий - это Ирвинг Пенн.
Широко известен и еще один фотопроект Пенна - 'Small Trades'. Проект состоял из большого количества портретов рабочих в униформе, держащих в руках атрибуты своей профессии или ремесла. Каждый портрет был на белом фоне и освещался со стороны (освещение со стороны вообще было характерным для большинства портретов Пенна).
Свою знаменитую фразу - 'Съемка пирожного тоже может быть искусством', - Пенн сказал в 1953 году, на открытии собственной студии. Студия Пенна проводила весь цикл работ с черно-белыми фотографиями, зато цветные пленки художник всегда отсылал в другие лаборатории.
Несмотря на то, что уже с начала сороковых годов Пенн работал с цветной пленкой, настоящий Ирвинг Пенн – это черно-белый кадр с четко выверенной композицией, не допускающей никаких случайностей. Герои его сюжетов просто стояли или сидели, но в этой простоте и была некая композиционная изысканность, роскошь в диапазоне от черного цвета до белого. Таланту фотохудожника распахнули двери даже самые консервативные музеи мира (примечательно, что Ирвинг Пенн стал первым фотографом, чьи работы были выставлены в Эрмитаже).
Кроме фоторабот в американском, британском и французском изданиях 'Vogue', фотографические шедевры Пенна находятся в крупнейших американских музеях - Музее современного искусства в Нью-Йорке, музее Метрополитен, галерее американского искусства 'Addison', Балтиморском музее искусств.
В 1958 году журнал 'Popular Photography' назвал Пенна одним из десяти величайших фотографов мира.
С 1950 года Пенн был счастливо женат на своей любимой модели – Лизе Фонссагрив-Пенн, с которой у фотографа родился единственный сын.
7 октября 2009 года, на 93-ем году жизни, Ирвинг Пенн умер в своем доме в Манхэттене. 'Классик фотографии', 'революционер модной и рекламной фотографии', автор сотен снимков из хрестоматий – так называли Пенна еще при жизни. На его работах учатся студенты всех полиграфических школ мира.