Был организатором и руководителем первого в России оперного товарищества: в 1889—1892 годах — в Киеве, в 1892—1893 годах — в Москве. В 1893 году Прянишников окончательно оставил сцену и посвятил себя педагогической карьере.
В 1873—1874 годах учился в Санкт-Петербургской консерватории. Затем совершенствовался в Италии, где в 1875—1877 годах пел в различных театрах. Дебютировал он в 1875 году в Милане в опере «Мария де Роган», а далее в течение 1876—1877 годов пел в Милане, Болонье, Парме, Генуе, Турине, Флоренции.
В 1878 году Прянишников успешно дебютировал в Санкт-Петербурге в опере «Демон» Антона Рубинштейна и был принят на Императорскую сцену: в 1878—1886 годах он был солистом Мариинского театра.
В 1886 году Прянишникова пригласили в Тифлис, сначала на гастроли, а потом в качестве певца и заведующего местной казённой оперой. Он также работал здесь как режиссёр: в частности, под его руководством готовила партии начинающая певица Лидия Звягина — будущая солистка Большого театра. В Тифлисе Прянишников оставался до 1889 года, когда местная опера перешла в частные руки.
Был организатором и руководителем первого в России оперного товарищества: в 1889—1892 годах — в Киеве, в 1892—1893 годах — в Москве. В 1893 году Прянишников окончательно оставил сцену и посвятил себя педагогической карьере.
Среди учеников: Георгий Бакланов, Елена Катульская, Евгения Мравина, Мария Славина, Николай Фигнер, Александр Смирнов, П. Агнивцев, К. Антарова, О. Бахуташвили-Шульгина, А. Белянин, Н. Большаков, И. Гончаров, Г. Дарнэ, Е. Евгеньева, И. Ершов, Л. Звягина, 3. Иванова-Иваницкая, М. Каменская, П. Карский, А. Козаковская, К. Кржижановский, В. Лосев, А. А. Макарова, Э. Павловская, В. Павловская-Боровик, В. Пикок, М. Полякова, Е. Прокудина, Вано Сараджишвили, Р. Саянов, М. Славина, К. Тугаринова.