В 1942 стал главным художником Театра оперы и балета имени Палиашвили. Был приглашен в Театр имени Марджанишвили для оформления пьесы Л.Готуа Давид Строитель (режиссер В.Таблиашвили). Его эскизы получили высокую оценку С.Вирсаладзе, главного художника Театра имени Руставели.
СУМБАТАШВИЛИ, ИОСИФ ГЕОРГИЕВИЧ (р. 1915), грузинский и русский театральный художник. Родился в Тифлисе (г. Тбилиси, Грузия) 10 (23) октября 1915. Учился в строительном техникуме. Окончил факультет живописи тбилисской Академии художеств. В 1942 стал главным художником Театра оперы и балета имени Палиашвили. Был приглашен в Театр имени Марджанишвили для оформления пьесы Л.Готуа Давид Строитель (режиссер В.Таблиашвили). Его эскизы получили высокую оценку С.Вирсаладзе, главного художника Театра имени Руставели. В последующие 12 лет Сумбаташвили оформил целый ряд постановок на многих сценах Грузии (опера Даиси З.Палиашвили в Тбилисском театре оперы и балета, режиссер В.Таблиашвили; Медея Еврипида в Театре имени Марджанишвили, режиссер А.Чхартишвили; Бесприданница А.Островского там же, постановка В.Таблиашвили и др.) Наряду с интенсивной работой в театре участвовал в создании кинофильмов Кето и Котэ, Лурджа Магданы, многих мультфильмов. В 1958 Сумбаташвили переехал в Москву для оформления спектакля по пьесе А.Арбузова Иркутская история в Театре имени Вахтангова. В 1962 был назначен главным художником в Центральный театр Советской Армии. В соавторстве с режиссером этого театра Л.Хейфецом Сумбаташвили создал образы спектаклей Смерть Иоанна Грозного (1966), Дядя Ваня А.Чехова (1969), Павел I Д.Мережковского (1989), Маскарад М.Лермонтова (1992) и др. Яков Богомолов М.Горького в постановке Б.Эрина в 1962 подтвердил умение Сумбаташвили создавать запоминающиеся сценографические композиции, придающие еще большую силу всему спектаклю. Оформление Смерти Иоанна Грозного, получившего золотую медаль международной выставки сценографии «Пражская квадриеннале», оказало сильное влияние на изобразительную концепцию спектаклей из русской истории. Плодотворно работал во МХАТе (Сталевары Г.Бокарева, постановка О.Ефремова, режиссер П.Монастырский, 1973; Волоколамское шоссе В.Шацкова, режиссер-постановщик В.Шиловский, 1982; Бои имели местное значение, режиссер В.Шиловский, 1985), Малом театре (Леший А.Чехова, постановка Б.Морозова, 1990; Царь Борис А.К.Толстого, режиссер В.Бейлис, 1993; Преступная мать, или Второй Тартюф П.Бомарше, постановка Б.Морозова, 1994; Пир победителей А.Солженицына, постановка Б.Морозова, 1995; Таланты и поклонники А.Островского, постановка В.Бейлиса, 1995 и др.), Академическом театре оперы и балета имени Кирова (оперы Петр I А.Петрова, постановка Н.Касаткиной и В.Василева, 1975, и Пушкин А.Петрова, 1979), в Новосибирском театре оперы и балета (балет Ромео и Джульетта, 1972), в Польше, Болгарии, в Саарбрюкене, Лейпциге и др. Талант, высокая культура, проникновение единством замысла – отличительные черты творчества Сумбаташвили. Особую роль в жизни и творчестве Сумбаташвили сыграли два театра: московский Театр имени Вахтангова (Женщина за зеленой дверью Р.Ибрагимбекова, режиссер Евг.Симонов, 1973; Антоний и Клеопатра, режиссер Евг.Симонов, 1974; Леший А.Чехова, режиссер Евг.Симонов, 1980; День-деньской А.Вейцлера и А.Мишарина, постановка Евг.Симонова, 1974; Мистерия-буфф В.Маяковского, режиссер Евг.Симонов, 1981 и др) и Центральный театр Российской Армии, в который он пришел во второй раз после работы в Малом театре. Назначение главным режиссером театра Б.Морозова дало новый толчок творчеству Сумбаташвили (Много шума из ничего У.Шекспира, 1996; На дне М.Горького, 1998; Отелло У.Шекспира, 1999). В настоящее время Сумбаташвили – главный художник ЦТРА.