Котек был близким другом и учеником композитора П. И. Чайковского (Pyotr Ilyich Tchaikovsky). Он помог Чайковскому разрешить проблемы с написанием сольной партии в его 'Концерте для скрипки с оркестром ре мажор' ('Violin Concerto in D'). По всей видимости, Котек и Чайковский некоторое время были любовниками, однако скрипач отнюдь не ограничивался в жизни только однополой связью.
Иосиф Иосифович Котек (Iosif Iosifovich Kotek) родился 25 октября 1855-го в городе Каменец-Подольский, Украина (Kamenets-Podolsk, Ukraine). Он учился игре на скрипке в Московской консерватории (Moscow Conservatory) под руководством Яна Гржимали (Jan Hřímalý) и познавал музыкальную теорию у Чайковского. Котек питал глубочайшее уважение к композитору и был его любимым учеником, которого Чайковский называл Котиком.
В письме от 1876-го к своему брату Модесту (Modest) Петр Ильич заявляет следующее: 'Когда он (Иосиф) ласкает меня своей рукой, когда его голова лежит на моей груди, и когда я пробегаюсь его рукой по его волосам и украдкой целую… страсть бушует во мне с такой невообразимой силой… Но я далек от стремления к физической связи. Я чувствую, если это произойдет, я охладею к нему. Мне бы было противно, если бы этот удивительный юноша, унизив свое достоинство, совокупился с престарелым толстяком'.
Котек окончил консерваторию в 1876-м. К этому времени многодетная мать, богатая вдова и покровительница Надежда фон Мекк (Nadezhda von Meck) попросила консерваторию предоставить ей скрипача, который играл бы в ее доме камерную музыку и др. произведения. Николай Рубинштейн (Nikolai Rubinstein) порекомендовал Котека. Чайковский, оставивший консерваторию, уехал за границу, где фактически остался без средств к существованию. Его верный друг стал посредником между богатой Мекк и талантливым композитором, положив начало их 14-летнему сотрудничеству. Петр и Надежда не встретились за это время ни разу.
В 1877-м Чайковский посвятил 'Вальс-скерцо' ('Valse-Scherzo') Котеку. В этом же году композитор спонтанно женился на Антонине Милюковой (Antonina Miliukova), бывшей студентке консерватории. Александр Познанский (Alexander Poznansky) утверждает, что на этом этапе у Чайковского и Котека были интимные отношения. Брак с Милюковой, по сути, был обречен с самого начала, и через несколько недель супруги расстались. После этого взаимная привязанность между скрипачом и композитором только усилилась.
Однако в биографии Котека содержится масса эпизодов, раскрывающих его связь со многими женщинами из большого семейства Надежды фон Мекк, из-за чего богачка стала относиться к нему с прохладцей. Когда Иосиф попросил ее о финансовой помощи, она отказала ему. После этого он отправился в Берлин (Berlin), чтобы отточить свое скрипичное мастерство у Йозефа Иоахима (Joseph Joachim).
Под конец 1878-го Котек и Чайковский возобновили свою дружбу в Париже (Paris), но композитор испытывал чрезвычайное раздражение от 'невероятного распутства' своего друга и даже заявил, что в его компании чувствовал себя 'скорее, неприятно, нежели приятно'. В ноябре 1879-го, когда двое встретились в Берлине, Чайковский счел встречу более утомительной, чем приятной. В 1881-м Чайковский попросил сыграть Котека в 'Концерте для скрипки с оркестром ре мажор', но тот отказался, и это ознаменовало окончательный разрыв их дружеских отношений.
До 1882-го Котек обучался у Иоахима, после чего начал преподавать в Высшей школе музыки (Hochschule für Musik). Его здоровье ухудшилось, и к 1884-му появились признаки туберкулеза. Иосиф отправился на лечение в Давос, Швейцария (Davos, Switzerland), где Петр Ильич, на время забыв о прошлом, навестил его в ноябре того же года. Чайковский шесть дней оказывал помощь Котеку, как только мог, прежде чем вернулся в Москву.
Иосиф Котек умер на 30 году жизни, 4 января 1885-го, о чем Чаковский узнал из телеграммы. Сам же композитор скончался 6 ноября 1893-го, в день рождения Котека.