Популярные личности

Иосиф Бондаревич

Подводник, капитан-лейтенант, командир 'М-176'
Категория:
Гражданство:
Россия
Биография

ДУЭЛЬ СУБМАРИН

Иосиф Лукьянович Бондаревич родился в небольшой белоруссой деревне. Его отец - по профессии кожевник - с малых лет обучал сметливого паренька своему ремеслу. Казалось, Бондаревича ожидает обычная судьба простого деревенского парня.


Иосиф Лукьянович Бондаревич родился в небольшой белоруссой деревне. Его отец - по профессии кожевник - с малых лет обучал сметливого паренька своему ремеслу. Казалось, Бондаревича ожидает обычная судьба простого деревенского парня. В юности работал пастухом, коногоном, позже трактористом. Любил Иоси

ф свою землю, но далекое, загадочное море неожиданно для него самого одержало верх. Постепенно зрело решение поступать в военно-морское училище и выучиться на офицера-подводника. Училище Бондаревич окончил в 1936 году. А в апреле 1940 года, когда на морских коммуникациях уже вовсю гуляла вторая миро

вая война, впервые стал командиром подводной лодки - "малютки" "М-176".

Лодки типа "М", часто гостившие в Заполярье, англичане называли ласковым словом "беби". Крошечной и хрупкой выглядела "М-176" на фоне уходящих ввысь гранитных скал, когда выходила на задание в Баренцево море. Но несмотря на это

, лодка Бондаревича обладала хорошими мореходными качествами. Будучи легкой и увертливой, она могла скрытно проникнуть в мелководный фьорд или закрытую гавань. Нередко Бондаревичу приходилось уходить в открытое море на 10, а то и на 15 суток, неся боевую вахту за сотни миль от базы дивизиона.

В июн

е 1941 года подводная лодка старшего лейтенанта Бондаревича, как и остальные "малютки", отправилась в дозор в район Кольского залива. На исходе лета командование третьего дивизиона подлодок Северного флота решило рассредоточить свои боевые единицы. "М-176" заняла новую боевую позицию у Варангер-фьор

да. Поначалу все попытки командира и экипажа открыть боевой счет субмарины терпели фиаско: противник никак не хотел обнаруживаться. Но с осени 1941г. ситуация полностью изменилась. "М-176" одну за другой начала одерживать блестящие победы - топила вражеские транспорты и даже выиграла нелегкий поедин

ок с большой немецкой субмариной.

Тихой и теплой выдалась середина мая 1942 года. Видимость на море была отличной. "М-176" в ожидании противника подвсплыла на перископную глубину. Стоявший на вахте лейтенант А.Усенко всматривался в горизонт. И, как оказалось, не зря. В окуляре перископа показался с

начала один немецкий корабль, затем другой и еще, и еще... Это был фашистский конвой, идущий в Киркинес: два крупных транспорта и шесть кораблей охранения. Бондаревич решил пропустить конвой вперед и атаковать его сзади. Затея удалась. Две торпеды, которые "малютка" выпустила по замыкавшему конвой т

ранспорту (водоизмещением 9000 тонн) и миноносцу охранения, потопили оба судна.

За первые 11 месяцев Великой Отечественной подлодка капитан 3 ранга Иосифа Бондаревича уничтожила 8 судов противника общим водоизмещением 45 тысяч тонн, основная доля которого пришлась на 6 потопленных немецких транспор

тов. Естественно, немцы не могли простить "М-176" такие чувствительные для себя потери. Преследуя лодку после многочисленных удачных атак, они, в общей сложности, сбросили на нее 146(!) глубинных бомб. Но мало кто из подводников умел так ловко уходить от ударов врага, а затем быстро восстанавливать

боеспособность корабля, как бойцы экипажа "М-176". Неудивительно, что в первый же год войны весь личный состав лодки был награжден орденами и медалями.

20 июня 1942 года "малютка" "М-176" была представлена к гвардейскому званию. На следующее утро соответствующий длкумент, который подписали командую



Поделиться: