Священник и, возможно, епископ Украинской Греко-Католической Церкви, член ордена василиан, политзаключенный.
Василь Кавацив родился в семье рабочего Михайло Кавацива и его жены Варвары в селе Яблунивка (ныне Стрыйского района Львовской области) 5 января 1934 года. Получил домашнее религиозное воспитание, мать и ее родственники не приняли организованной НКВД при участии Московского Патриархата «ликвидации»
Унии в 1946 году. С детства мечтал стать монахом и священником.
После школы-десятилетки окончил финансово-кредитный техникум, был направлен на работу на Жидачевский бумажно-картонный комбинат, на должность бухгалтера расчетного отделения. Проводил собрания верующих греко-католиков, оказывал матер
иальную помощь находившимся в заключении священникам и епископам. 22 декабря 1954 года тайно принес монашеские обеты в ордене василиан (ЧСВВ), приняв имя Иосафат (упоминается также как Иосафат-Василь или под мирским именем). В 1957 году впервые был арестован по доносу православных священников Трофим
чука и Савчука, но не подвергнут заключению, а через несколько месяцев отпущен и выслан в 24 часа из Жидачова. Устроился разнорабочим на древообрабатывающий комбинат в Стрые, затем с 1960 года кочегаром в школу, впоследствии занимал должности завхоза и бухгалтера-делопроизводителя в другой школе. В
течение этого периода изучал богословские науки и 24 мая 1962 года был тайно рукоположен в священный сан подпольным епископом, Ивано-Франковским ординарием блаж. Иваном Слезюком.
Служил негласно в 78 городах и селах, как по домам, так и в закрытых храмах, в основном по ночам, так как днем должен
был выполнять свои обязанности на светской работе; занимался подготовкой будущих священников. Неоднократно лишался прописки, находился под надзором КГБ.
Занимался сбором подписей под обращением к XXVI съезду КПСС с просьбой о легализации УГКЦ (всего в адрес съезда было направлено около 6 тыс. под
писей), а также переносом мощей Перемышльского епископа блаж. Иосафата Коциловского (ум. 1947).
В связи с этим о. Кавацив и о. Роман Есип были арестованы 17 марта 1981 года в своем доме во Львове. Кавациву было предъявлено обвинение по статьям УК УССР 138 ч. 2 («Нарушение законов об отделении цер
кви от государства и школы от церкви») и 209 ч. 1 («Посягательство на личность и права граждан под видом исполнения религиозных обрядов или иным предлогом»). Среди свидетелей были несовершеннолетние школьники (многие из них в суде отказались от своих показаний и были исключены из комсомола), а также
священники РПЦ, писавшие на Кавацива доносы — Удич, Голобутов, Ильешский. Процесс, шедший 14-28 октября 1981 года, активно освещался в советской печати и на телевидении. Подсудимые оо. Кавацив и Есип были приговорены к 5 годам лишения свободы и 3 годам ссылки с конфискацией всего имущества.
Каваци
в подал кассационную жалобу, по которой 15 декабря коллегия Верховного суда УССР постановила, что в своих действиях он руководствовался не корыстолюбием, как счел областной суд, а чисто религиозными мотивами, однако оставила приговор без изменений. Наказание отбывал в лагере 319/7 (село Перехвистивк
а Роменского района Сумской области). Здесь ему через начальника лагеря Кириленко и других лиц неоднократно предлагали немедленное освобождение и даже епископство в РПЦ при условии отказа от католичества, от чего он отказался. По отбытии срока заключения был вывезен в Уральск в ссылку, но уже в 1986
году освобожден. В заключении стал инвалидом II группы.
Освободившись, о. Иосафат вернулся во Львов. Был одним из подписавших акт о выходе из подполья, направленный Папе Римскому и советскому лидеру Горбачёву. Принимал участие в восстановлении структур Украинской Греко-Кат
олической Церкви и связанных с этим конфликтах, стал настоятелем Благовещенской церкви в Стрые.
О. Кацавив критически относился ко многим руководителям и клирикам возрожденной УГКЦ, прежде всего — к тем, кто вернулся на Украину из эмиграции, а также к «переп
исавшимся» — священникам, числившимся в советское время в Московском Патриархате и официально перешедшим в католичество лишь после легализации УГКЦ. В результате возникшего конфликта он был исключен из ордена василиан (и с тех пор в официальных документах УГКЦ его называли не по монашескому имени Ио
сафат, а по имени в крещении — Василь), а также подвергнут главой УГКЦ, верховным архиепископом Мирославом Любачивским суспенсии (запрещению в священнослужении). Это наказание было снято преемником Кир Мирослава Любомиром Гузаром, однако разлад продолжался.
В конце 2002 года Кавацив заявил о том,
что в 1980 году (называется дата 25 октября 1980 года) выехал в Караганду и там был тайно посвящен епископом Александром Хирой в епископский сан, при этом Кир Александр велел ему до времени сохранять свое епископство в секрете.
В своей церкви в Стрые о. Кавацив начал совершать богослужения архие
рейским чином, использовать соответствующие облачения и епископский посох.
При этом никаких документов, подтверждающих факт его епископства, не имелось, равно как и непосредственных свидетелей посвящения. В ходе расследования дела священник о. Петр Зеленюх присягнул на Евангелии, что слышал о Кац
авиве как о епископе еще от Кир Александра Хиры (т. е. до 1983 года). Тем не менее, синод епископов УГКЦ, заседавший с 24 сентября по 1 октября 2003 года во Львове, отказался признать о. Кацавива епископом и включить его в свой состав. Расследование продолжалось на разных уровнях как на Украине, так
и в Риме, и в конце концов 8 апреля 2008 года Конгрегация вероучения утвердила отрицательные выводы комиссии. 31 мая 2008 года о. Кавацив был вызван в церковный трибунал Стрыйской епархии УГКЦ. Данный трибунал присудил о. Кавацива к великому отлучению, обвинив его в «узурпации власти в Церкви». Одн
ако в связи с болезнью епископа Стрыйской епархии Кир Юлиана Гбура приговор не был приведен в исполнение. Назначенный ввиду болезни епископа епископом-помощником Стрыйской епархии Кир Тарас Сенькив сумел урегулировать конфликт и добиться примирения.
Кавацив скончался 4 июня
2010 года. О его кончине было объявлено на официальном сайте Стрыйской епархии УГКЦ с формулировкой «Умер священник Стрыйской епархии о. Василь Кавацив». 6 июня 2010 года он был похоронен в архиерейских облачениях, у гроба стояла фотография, где он был изображен с епископским посохом в руках. На мо
гиле установлена плита с упоминанием даты посвящения в епископский сан, указанной как 25. 11. 1980, также с изображением Кавацива в архиерейском облачении и с посохом. Священника, который, начав произносить проповедь, назвал Кавацива лишь протоиереем, перебили, после чего слово взял другой клирик, т