Израильский поэт.
Ионатан Ратош (יונתן רטוש) — израильский поэт.
Настоящее имя Ратоша было Уриел Шелах (אוריאל שלח)или Уриел Алперин(אוריאל הלפר
497;ן). Ратош родился в Российской Империи в 1908 в сионистской семье. Его отец, Иехиел, был глубоким знатоком еврейской культуры и воспитывал Уриела и его сводных братьев (включая языковеда Уззи Орнана) на еврейском языке. В 1921 году Уриел переехал в Палестину, являвшуюся тогда английским пр
отекторатом, чтобы учиться в Иерусалимском еврейском университете. Приняв псевдоним Ионатана Ратоша, он начал сочинять стихи, которые «разрывали на части» устоявшие стилевые, языковые, культурные условности (ריטש — riţţêsh,). В конце 20-х годов, Ратош примыкал,
уже со своей настоящей фамилией (Алперин), к движению ревизионистского сионизма. В кругах этого движения он стал близок к Елияху Бет Зури и Авраму Стерну. Будучи талантливым писателем, Алперин стал издавать официальный журнал ревизионистского сионизма — «Ба-Херев» (בחרב, «Ме
чом»).
В 1937 году, в связи с крайними политическими взглядами Алперина, Жаботинский понизил его в должности. Разуверившись в силе ревизионистского движения, Ратош уехал в Париж чтобы там встретиться с другим своим соратником по Иргуну, так же как он разочаровавшимся в возможностях и планах движе
ния — с филологом по семитским языкам Адией Гуревичем. Алперин с Гуревичем разработали идею о «новом еврейском самосознании», совмещая свою прежнюю политическую веру с новым историческим опытом. По их мнению, израильский народ являлся только частью некоей более сложной еврейской цивилизации, сплочен
ной канаанитстским языком и происхождением. С наступлением Второй Мировой, Гуревич уехал в Америку и Алперин вернулся в Палестину, где он начал писать, уже под псевдонимом Ратош, для газеты Хаарец. В одной статье, опубликованной в 1943 году и озаглавленной "Кетав ел а-Ноар а-Иври"(כת
89; אל הנער העברי, "Послание к еврейской молодежи"), Алперин-Ратош представил свои новые взгляды еврейскоговорящим читателям. Эта статья, как и другие, призывала израильское общество собственно отрекаться от своего тесного национально
го мирька и приобщаться к более мощной еврейской многонациональной цивилизации. Большое количество Сабров и осевших Олимов доброжелательно относилось к таким взглядам, ибо такая публика уже давно разочаровалась в единстве Евреиства после трагедии Холокоста, чувствовала себя отделенной от всемирного
Евреиства и не могла ладить с массой вновь прибывших из европейских стран соплеменников. Эта аудитория, составленная главным образом из молодых евреев, стала известна как "Группа Хананеян", благодаря меткому и ироническому определению издателя газеты Хаарец Аврама Шлонского. Пытаясь собрать своих ст
оронников вокруг себя, Ратош основал в 1950 году журнал "Алеф". Журнал издавался всего несколько лет: Хананеяне так и не стали массовым движением, но они все равно оказали глубокое влияние на культуру израильского государства. Ратош продолжил печатать стихи и снова стал на короткое время вдохновител
ем израильской идеологии после Шестидневной Воины: его политические взгляды призывали к созданию лаического постсионистского государства Ратош умер в 1981. Он оставил за собой много известных и прославленных сыновей, из которых напомним математика и Нобелевскую премию Сахарона Шелаха. Его внуком явл