Обучался в Йенском (1780) и Лейпцигском (1781–1784) университетах, в последующие десять лет переезжал с места на место, зарабатывая на жизнь уроками.
Родился в селе Рамменау (Оберлаузиц, Саксония) 19 мая 1762 в крестьянской семье. Благодаря случаю обрел покровителя в лице барона фон Мильтица. Обучался в Йенском (1780) и Лейпцигском (1781–1784) университетах, в последующие десять лет переезжал с места на место, зарабатывая на жизнь уроками.
В 17
90 начал интенсивно изучать труды И. Канта, что определило весь ход его философского творчества. Фихте получил одобрение Канта, представив написанное за месяц эссе Опыт критики всяческого откровения (Versuch einer Kritik aller Offenbarung ). Благодаря этой работе, опубликованной без указания автора
в 1792 и вначале приписанной самому Канту, Фихте завоевал репутацию философа и в 1793 был приглашен на должность профессора философии Йенского университета, которую занял весной 1794.
Фихте преподавал в Йене пять лет, однако в 1799 был вынужден уйти из университета, обвиненный в «атеизме» за утвер
ждение, что Бог – не личностное существо, а нравственный миропорядок. Впрочем, возможно, местным деятелям церкви не понравилось, что свои лекции он устраивал по воскресеньям. Впоследствии жил в Берлине (до 1806), за исключением одного семестра, когда был профессором Эрлангенского университета (1805)
. Когда из-за поражения в войне с Наполеоном прусское правительство вынуждено было переехать в Кёнигсберг (1806), Фихте последовал за ним и преподавал в Кёнигсбергском университете до 1807. В 1810 он был назначен первым ректором нового Берлинского университета и занимал этот пост до 1812. Еще одной
причиной для благодарности был цикл лекций в Берлине (1807–1808) вскоре после унизительного поражения при Йене – Речи к немецкой нации (Reden an die deutsche Nation , 1808), в которых Фихте призывал немецкий народ к борьбе против французских оккупантов. Когда в 1813 началась освободительная война, о
н был признан одним из интеллектуальных лидеров немецкого сопротивления наполеоновскому режиму. Его жена, добровольно поступившая на службу медицинской сестрой, заразилась тифом, от которого вскоре оправилась, но передала инфекцию мужу. Умер Фихте в Берлине 27 января 1814.
Среди наиболее известных
трудов Фихте следует также упомянуть: О назначении ученого (Einige Vorlesungen ber die Bestimmung des Gelehrten , 1794); О назначении человека (Die Bestimmung des Menschen , 1800); Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии. Попытка принудить читателей к по
ниманию (Sonnerklare Bericht an das gr ssere Publikum ber das eigentliche Wesen der neuesten Philosophie. Ein Versuch, die Leser zum Verstehen zu zwingen , 1801); Основные черты современной эпохи (Die Grundz ь ge des gegenw rtigen Zeitalters , 1806).
В основании теории Фихте – философская доктрина
, названная им «наукоучением». Главный его труд – Основа общего наукоучения (Grundlage der gesammten Wissenschaftslehre ), впервые опубликованный в 1794 на правах рукописи, подвергался исправлениям девять раз в течение жизни философа. Огромное влияние на Фихте оказал «этический активизм» Руссо и Кан
та, признание верховной роли волевого начала. Для Фихте фундаментальной философской данностью является этическая («практическая») творческая деятельность личности, или, в его терминологии, « Ich » (Я, эго). Возможно, выбор термина не был слишком удачным, поскольку дал повод некоторым комментаторам о
тнести его систему либо к разновидности солипсизма, либо (по словам Дж.Сантаяны) к возвышению «осиянного славой и решительного эгоизма» до философского принципа. Однако понимание эго у Фихте имеет мало общего как с традиционными взглядами на тождество Я, так и с обыденным эгоизмом, приписанным ему С
антаяной. Его источником скорее является представление об автономном статусе морали в мире природы.
Всякий человек, согласно Фихте, ощущает себя живущим в двух царствах; его сознание включает то, что есть он сам (Я), и то, что не есть он сам (Nicht-Ich, не-Я). Чтобы познать не-Я, человек должен пр
ежде познать самого себя. Конечной реальностью, таким образом, выступает самость, от которой зависит все остальное. Но эта самость далека от классической «души». Вместе с Декартом и Кантом Фихте считал, что эта первичная данность не есть факт (Thatsache, дело-вещь) ; это – деятельность (Thathandlung
, дело-действие), деятельность сознания. Но что же является объектом сознания? Это не уже существующий, внешний, природный мир, как мы обычно наивно полагаем; скорее мы имеем дело с сознанием самих себя. Согласно Канту, «ощущения без понятий слепы»; разум ставит простые ряды внешних событий в причин
но-следственную связь. Зеркальное отражение бытия в сознании (взгляд наивного реализма) необъяснимо, согласно Фихте, если делать это бытие, в свою очередь, основанием для объяснения сознания. Следовательно, бытие должно зависеть от сознания, а не наоборот. «Наукоучение» должно показать, что всякое с
ознание, направленное на объекты, на «другое», коренится в первоначальном отношении сознания к самому себе. Таким образом, опыт есть продукт сознания, а не сознание – продукт опыта.
Главным мотивом Фихте, однако, является не осмысление мира природы, но постижение морали. Не существует абсолютной п
рироды, которая бы возвышалась над волей, иначе свобода и разумность, эти фундаментальные данности сознания, были бы невозможны. «Чувство свободы рационально подтверждается реальностью своего объекта». Я должно расшириться до не-Я, чтобы превратиться в реальность. Так возникает мир природы и объекто
в, сквозь который затем пробивается фундаментальная духовная сила. Однако этот внешний мир не является иллюзией, конструкцией из желаний; напротив, это весьма реальный мир, обычно сопротивляющийся попыткам его рационализировать и сделать «моральным». Сознание знает только себя и свою деятельность, о
днако его деятельность, так сказать, «выходит из-под контроля». История, которую Фихте называет «божественной педагогикой», возникает из этого раскола между Я и не-Я, чтобы преодолеть необходимость с помощью свободы, природу – с помощью морали.
Кант, мотивы которого, вероятно, также лежали в сфере
морали, все же мог, искусно жонглируя понятиями, удерживать сферы реального и разумного в рамках одной системы. Он все еще оставался относительно безмятежным мыслителем эпохи Просвещения, называл свою систему «критическим идеализмом», указывая соответственно на роль внешнего мира и сознания. Однако
Фихте, наблюдавший крушение идеалов Французской революции, уже не мог мириться с иррациональной реальностью. Разумное и моральное он распространил на все сущее, став основателем системы «абсолютного идеализма». Противоречивая вещь-в-себе Канта растворилась у Фихте в чисто идеальную сущность.
Фихт
е, когда-то собиравшийся стать протестантским пастором, недалеко ушел от идей лютеранства. Учение об отпадении от благодати оказало столь сильное влияние на его философию, что это даже может дать повод для преувеличений. Известно, что он рассматривал историю как в сущности секуляризованное искуплени
е Божие: непрестанное творение мира, бывшее когда-то прерогативой Бога, теперь – дело человека.
История, будучи осуществлением свободы, есть прогрессирующее упразднение мира природы во имя морали. Эмпирическое природное состояние, в котором правят сила и несправедливость, уступает место разумному
моральному состоянию, в котором господствуют свободная воля и равенство. Людей объединяет именно моральное сознание, отход от произвола, царящего в мире природы. Вся история есть не что иное, как попытка человечества установить господство над природной необходимостью.
Вся социальная философия Фихт
е пронизана коллективистскими мотивами. В своей ранней работе Замкнутое торговое государство (Der geschlossene Handelsstaat , 1800) он защищает протекционистские принципы, развивая государственно-социалистические аргументы; в посмертно опубликованных фрагментах 1813 года Фихте утверждает, что только
государство имеет право на владение землей.
В 20 в. политические теории Фихте порой квалифицировали как предвосхищение национализма и фашизма. Однако необходимо учитывать, что его «националистические» речи звучали в период борьбы с иноземными захватчиками и от лица нации, которая еще не существов
ала. В одной из первых своих работ, К исправлению суждений публики о Французской революции (Beitrag zur Berichtigung der Urteile des Publikums ber die franz sische Revolution , 1793), Фихте оправдывал революцию, утверждая, что право на свободу неразрывно связано с самим существованием человека как р