Выдающийся зодчий архитектуры барокко, создатель стилистики виленской школы архитектуры барокко.
Иоганн Кри́стоф Гла́убиц (Ян Кристоф Глаубиц, Ян Христофор Гляубиц, лит. Jonas Kristupas Glaubicas, польск. Jan Krzysztof Glaubitz,не позднее 1737 Свидница — 30 марта 1767, Вильно) — выдающийся зодчий архитектуры барокко, создатель стилистики виленской школы архитектуры барокко, один из наиболее продуктивных архитекторов своей эпохи в Великом княжестве Литовском.
Вероятно, родился в Силезии, хотя высказывались предположения о том, что он был уроженцем Вильны. Судя по формам и орнаменту его ранних произведений, напоминающих раннее немецкое рококо, архитектуру изучал в Южной Германии.
Опустошительны пожары 1737, 1748 и 1749 годов нанесли глубокие повреждения кварталам Старого города Вильны. Глаубиц участвовал в работах по восстановлению, реконструкции и строительстве ансамблей и отдельных зданий — в первую очередь дом по улице Швянто Микалояус (Švento Mikalojaus g.), в котором он сам жил со своей семьей до 1749 года. В 1749 году Глаубиц арендовал у общины евангеликов-лютеран большой угловой дом, отстроил его и жил в нём до последнего дня.
До 1737 года Глаубиц был членом совета и архитектором общины евангеликов-лютеран. В 1737—1744 годах он отстроил и реконструировал в формах позднего барокко храм евангеликов-лютеран и прилегающие здания общины. По его проекту и при его участии в 1741—1742 годах в храме был сооружён пышный барочный алтарь.
По его проектам в Вильне построены или реконструированы храмы различных конфессий:
Евангелико-лютеранский костёл и оборудован его интерьер в стиле рококо (1738—1744).
Главный западный фасад и восточный фронтон костёла Святых Иоаннов (1738—1748), в интерьере сооружён уникальный ансамбль из 23 алтарей в стиле барокко (сохранилось 10 алтарей); костёл и колокольня, долгое время остававшаяся самым высоким сооружением в Вильне (свыше 60 м, данные колеблются от 63 м[1] до 68 м с крестом [2]) определили господство барокко в ансамбле университета и стали архитектурной доминантой барочной панорамы Вильнюса.
фронтон и верхние ярусы двух колоколен костёла Святой Екатерины (1741—1743), в 1746 году реконструировал капеллу Провидения в этом костёле.
интерьер православной церкви Святого Духа (1749—1753), пострадавшей при пожаре 1749 года.
реставрировал виленскую ратушу, пострадавшую при пожаре 1749 года, отстроив при этом её башню (1749—1753)[3].
В середине XVIII века создал барочный интерьер Большой синагоги (пострадала во время Второй мировой войны и не сохранилась).
В 1749—1751 и 1759—1762 годах отстраивал и декорировал часовню на евангелическо-лютеранском кладбище. Глаубицем, кроме того, надстроены башни костёла миссионеров (1750—1756). Им же возведены в стиле позднего барокко ворота базилианского монастыря Святой Троицы (1761); предполагается также, что Глаубиц в 1750 году возвёл две грациозные боковые башни при восточном фасаде церкви Святой Троицы и в 1760—1763 годах на прежнем фундаменте построил здания монастыря, восстановил часовню Скуминов. Ему также приписывается авторство костёла Обретения Святого Креста (Кальварийского) в Вильне.
По проектам Глаубица реконструировались жилые дома в Литве, строились дворцы и костёлы в Белоруссии. Среди восстановленных и рекоструированных им зданий в Вильне — дом Солтановского (1739), Мюллера (1741—1742 и 1749—1749).
В 1762 он подготовил план реконструкции дворца Олизаров (Лопацинского) в Вильне. М. Лопацинский приобрёл здание на участке у перекрёстка нынешних улиц Шилтадаржё и Бернардину в Старом городе и проект реконструкции заказал у Глаубица. Работы выполнялись сначала архитектором Андрисом (умер в 1765), затем Фрезером. Дворец представляет собой сложный трапецевидный комплекс зданий с частично закрытым двором. Основное здание двухэтажное, окружающее неправильной формы двор, высокая крыша крыта черепицей. Нижний этаж покрыт серой, верхний — более тёмной фактурной штукатуркой, на которых контрастно выделяются белые обрамления окон и другие детали. По линии улицы Бернардину фасад незначительно изогнут. Наиболее пышный боковой фасад с ризалитами, двухэтажной аркадой, пилястрами и ломаной линией карниза.[4] Историк архитектуры Юлиуш Клос отмечал интересные архитектурные мотивы, характерные для переходной эпохи от рококо к классицизму.[5] Во второй половине XIX века дом принадлежал Завадским. Ныне во дворце располагается отель.
В 1748—1765 Глаубиц работал над реконструкцией базилианского кафедрального собора Святой Софии в Полоцке; вероятно, самое высокое и самое внушительное по своим размерам барочное строение в Белоруссии. К число главных его работ относится также костёл кармелиток в Глубоком. В 1748—1749 он спроектировал и построил двухэтажный дворец униатского митрополита Гребницкого в Струне под Полоцком. По его проекту построен трёхнефный костёл Воздвижения Святого Креста в Лиде.
Его постройкам свойственны оригинальные черты виленского барокко, отличающегося изящностью форм и декоративностью. Яркая особенность созданного Глаубицем стиля — две, как правило, высокие и лёгкие башни главного фасада с ярусами, по-разному украшенными.