Иоасаф I (? - 1640), патриарх Московский и Всея Руси с 1634 года. Происхождением из мелких служилых людей. С 1621 года - игумен Псковско-Печерского монастыря. С 1627 года архиепископ Псковский и Великолукский. Основал Богородицкий монастырь в 1634 году. После избрания патриархом, в отличие от своего предшественника, большей частью занимавшийся светскими делами, Иоасаф I уделял первостепенное внимание делам церковным. Руководил работой по сличению и исправлению церковных книг. Создал труды, посвященные проблемам обрядов, а также определявшие церковную иерархию в Русской православной церкви.
В 1634 году на кафедру Московского Патриарха был возведен архиепископ Псковский и Великолукский Иоасаф, которого почивший Патриарх Филарет назначил своим преемником еще при жизни.
Патриарх Иоасаф I происходил из боярского рода, "во нравах же и житии добродетелен был, а ко царю недерзновенен". Извещая восточных Патриархов о его избрании, царь Михаил Федо- рович называл Иоасафа "мужем благоразумным, правдивым, благоговейным и наученным всякой добродетели".
Патриарх Иоасаф не имел при дворе такого влияния, как его предшественник. Иоасаф I стал именоваться иным титулом, более скромным "Великий Господин", а не "Великий Государь", как Патриарх Филарет. Имя Патриарха не значилось, как это было раньше, рядом с именем царя в актах государственных и даже церковных, исходящих лично от царя Михаила Федоровича. Он сознательно стремился ограничить свою деятельность сферой чисто церковных интересов.
Новые отношения между высшей церковной властью и властью государственной были сформулированы самим Патриархом Иоасафом в его послании к царю в связи с конфликтом царя Михаила Федоровича и крымского хана, когда встал вопрос о войне. Патриарх Иоасаф ответил: "Наш долг молить Бога, Пречистую Богородицу и святителей Московских... о твоем многолетнем здравии и твоего семейства. А о том, что учинить крымцам за мучение твоих людей, нам, твоим богомольцам, не пристойно написать такого ответа..."
Много, усердно и с большой пользой потрудился Патриарх Иоасаф I, чтобы упорядочить церковные обряды и укрепить благочиние. В 1636 году он издал "Память", в которой тщательно расписал порядок богослужения и правила для участвующих в нем клириков и мирян. В "Памяти", которую все старосты поповские должны были иметь у себя в списках и огласить всем причтам, Патриарх указывал на то, чтобы "иереи и дьяконы жили благочинно и исправляли свои обязанности тщательно, пение и чтение в храмах совершали согласно с церковными правилами, чтобы миряне вели себя в храмах благочинно, чтобы все службы церковные совершались своевременно и на них читались бы Евангелие учительное и поучения из Прологов; чтобы иереи учили своих духовных чад страху Божию и наставляли их, как следует молиться, как проводить праздники по-христиански; чтобы исправляли в народе злые нравы и обычаи".
Чтобы прекратить разноречивые толки и время от времени возникающие споры о местах в соборных заседаниях, Патриарх Иоасаф I напечатал "Лествицу властем", где определялось сравнительное иерархическое достоинство прибывавших в Москву на церковные Соборы архиереев и настоятелей 46 важнейших монастырей.
Продолжая издательские труды своих предшественников, Патриарх Иоасаф произвел большую работу по сличению и исправлению богослужебных книг, к которой привлек ученых иноков и белое духовенство, "житием воздержательных и крепкожительных, грамоте гораздых".
Патриарх Иоасаф имел особое благоволение к месту своего пострижения - Соловецкому монастырю. Он щедро одаривал его церковными облачениями, богослужебными книгами, деньгами. Содействием Святейшего Патриарха в 1634 году в память о чудесах от Владимирской иконы Божией Матери был основан Оранский Богородицкий монастырь в Нижегородской губернии. Вообще за недолгое время правления Патриарха Иоасафа I было основано 3 монастыря и восстановлено 5 прежних, закрывшихся до него.
Патриарх Иоасаф I управлял Русской Церковью около семи лет, оставив о себе память доброго и кроткого пастыря. Он скончался 28 ноября 1640 года и был погребен в Московском Успенском соборе.