Выдающийся греческий художник 19-го века; более всего известен своими морскими пейзажами. Умер молодым, однако выдающихся полотен после себя оставил достаточно.
Родился Иоаннис в семье итальянского художника Франческо Саверио Алтамура (Francesco Saverio Altamura) и художницы-аристократки Элени Букура-Алтамура (Eleni Boukoura-Altamoura), уроженки греческого острова Спеце (Spetses). Когда мальчику было 7, отец его бросил семью; вскоре после этого мать перевезла Иоанниса и его сестру Софию (Sophia) в Афины (Athens) – в надежде дать там детям достойную жизнь.
Активно рисовать Алтамурас начал в возрасте сравнительно юном; уже тогда выдающиеся его способности были видны невооруженным глазом. Развитию его таланта поспособствовали занятия в Афинской школе изящных искусств (Athens School of Fine Arts); там он некоторое время обучался у выдающегося греческого художника Никифороса Литраса (Nikiphoros Lytras).
Получив стипендию греческого короля Георга II (George II), Иоаннис отправился учиться в Копенгаген (Copenhagen); в период с 1873-го по 1876-й Алтамурас постигал секреты рисования под началом Карла Фредерика Соренсена (Carl Frederik Sørensen).
В 1875-м Иоаннис ненадолго вернулся в Афины – дабы принять участие в конкурсе 'Olympion'; картина 'Порт Копенгаген' ('The port of Copenhagen') принесла ему второе место.
Окончательно вернувшись в Афины после окончания учебы, Алтамурас открыл собственную художественную мастерскую. Довольно быстро Иоаннису удалось заслужить в высшей степени впечатляющую репутацию; увы, его успешной карьере помешала безвременная кончина – в 26 лет художник умер от туберкулеза.
Смерть Алтамураса стала большим шоком для окружающих; особенно сильно переживала мать Иоанниса – ей случившееся стоило нервного срыва и впоследствии безумия.
Несмотря на сравнительно непродолжительную карьеру, удачных работ Алтамурас успел нарисовать немало. Работал Иоаннис преимущественно на небольших полотнах; излюбленной темой его было море во всех его проявлениях. 'Морские' картины Алтамураса нередко сравнивали с работами другого выдающегося греческого мастера, Константиноса Воланакиса (Konstantinos Volanakis).
В год смерти художника две его картины – 'Сожжение османского фрегата в Эрессос Папаниколисом' ('Destruction of the Ottoman flagship by Papanikolis in Eressos') и 'Морской бой капитана Миаулиса' ('Naval battle of Captain Miaoulis') были представлена на Международной Парижской Выставке (International Exhibition of Paris); 'Морской бой' позже отправился на выставку памяти битвы при Драгашани (Sacred Battle of 1821) в Афинский Политехнический (Athens Polytechnic).
В 1911-м несколько работ Алтамураса были представлены на Международной Римской Выставке (International Exhibition of Rome).
Формально работы Алтамураса чаще всего относят к 'мюнхенской школе' греческой живописи. Категоризация эта, впрочем, довольно спорна – Иоаннис черпал вдохновение и у французских, и у голландских мастеров и от традиционных норм 'мюнхенской школы' отходил довольно активно. Живой свет, яркие цвета, открытые пространства и выдающееся умение создавать ощущение движение заставляют говорить, что академическому реализму Алтамурас предпочитал импрессионизм.
Иоаннис Алтамурас по сей день считается одним из наиболее выдающихся и талантливых художников Греции; работы его регулярно выставляются в видных художественных галереях страны – вроде Национальной галереи Афин (National Gallery of Athens).