Протоиерей, проповедник-миссионер. Был одним из наиболее усердных деятелей политической и церковной реакции. Автор большого количества реакционных и черносотенных книг, брошюр и статей. Наиболее известные из них: "Христианство и социализм", "Противо-социалистический катехизис", "История социализма" и т. д.
Восторгов Иоанн Иоаннович (20 янв. 1864, с. Карпильское Ставропольской епархии, - 5 сент. 1918, Москва). Род. в семье священника. Окончил Ставропольскую духовную семинарию. В 1887 рукоположен в сан иерея в родном селе, затем законоучитель в Ставропольской жен. гимназии. Переведён в Тифлисскую епархию и назначен епархиальным миссионером Груз. экзархата. Направлен в Персию (Иран), христиане к-рой входили в Груз. экзархат, и начал работу по присоединению сиро-халдеев к Правосл. церкви. Экзарх Грузии Владимир, переведённый на кафедру митрополита Московского, пригласил В. в Москву, Св. Синод назначил его синодальным миссионером-проповедником.
Один из основателей "Союза Рус. Народа" (1905): на 1-м монархия, съезде, созванном этим союзом (1906), протоиерей В. призвал отстаивать самодержавие. С 1905 совершал многочисл. поездки по России по делам монархич. орг-ции. Видный оратор, писатель, организатор и проповедник. Его проповеди были направлены на изобличение сектантства и против учения социализма. В 1907 создал "Рус. монархич. союз" в Москве, стал его председателем (по 1913). Министру внутр. дел России доносили: "Восторговский союз немногочисленный, значение его вздуто..." ("Союз Рус. Народа". По мат-лам Чрезв. следств. комиссии Врем. пр-ва, М-Л., 1929, с. 106). Издавал монархич. газ. "Церковность", "Рус. Земля", ж. "Потешный" и "Верность", выпустил два тома проповедей, кн. "Социализм при свете христианства", многочисл. воззвания и листовки. На 4-м миссионерском съезде в Киеве (1908) выдвинул лозунг "борьбы с социализмом" как одну из осн. задам духовенства. В 1913 организовал в Москве Жен. богословский ин-т. Был тесно связан с Г.Е. Распутиным.
После Февр. рев-ции 1917 в Москве 7 марта происходило совещание церк. деятелей Москвы под председательством В., где обсуждался вопрос "об отношении духовенства к текущим событиям". Решили "во имя пастырского и патриотич. долга подчиниться Врем. пр-ву и последовавшим в этом направлении распоряжениям высшей церк. власти". С мая настоятель Покровского собора (Василия Блаженного) в Москве. Выступил на Св. Соборе Правосл. Рос. Церкви (авг. 1917-1918) с речью: "...Социализм - явление противоположное христианству. ...единств, спасение рус. народа - правосл. рус. мудрый царь. Но царь свергнут богохульниками... Ныне наша разруха. ужасы нашей жизни, вообще трагич. переживания народа русского всей своей совокупностью говорят: "Да будет снова на Руси патриарх)" И вот почему. Когда объявлена война - нужен ещё и вождь.- Дайте же вы и народу церк. вождя, к-рый был бы грозным обличителем для тёмных сил, хотя бы они и сидели в правительствующих местах..." (Чертков А., Крах, М„ 1968, с. 26). По воскресеньям в 4 ч. дня он служил молебны на Красной пл., в к-рых более всего громил большевиков. "Всерос. Церк.-обществ. Вестник" писал: "Большое недоумение вызывает поведение иерея Восторгова. Духовенство требует его удаления из клира. 25 марта 1917 Восторгов выпустил листки к мирянам. В этих листках говорится о трёх китах, служащих основанием рус. гос-ва, и одним из этих китов автор называет Божьего помазанника-царя" (1917, № 5).
В 1918 выступал за объединение рус. народа вокруг церкви: "Ибо одна церковь остаётся у нас вне партий. Наше пр-во, если оно есть, представляет собой не народ, не страну, а только власть класса, да и то не целого, а только одной части его: наши газеты представляют каждая только свою партию; только одна церковь представляет весь верующий рус. народ и способна сказать здравое и смелое слово" ("Церковность", 1918, 11 февр., с. 6). И призывал: "Борьба, борьба и борьба - вот наш и ваш долг" (см.: Лунин А., Окт. рев-ция и церковь, М„ 1925, с. 15).
В. советовал патриарху, оставив церк. дела, непосредственно заняться орг-цией церк. мятежа в Москве. При своём храме он создал спец. воен. орг-цию, целью к-рой была борьба "до последней капли крови" за восстановление на троне династии Романовых. 2 июня 1918 был арестован. На суде заявил, что не сложит оружия. Расстрелян.