Популярные личности

Иоанн Поммер

Архиепископ Рижский и Митавский. Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2001.
На фото Иоанн Поммер
Категория:
Дата рождения:
1876-01-06
Дата смерти:
1934-10-12
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Краткая биография

Архиепископ Рижский и Митавский. Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2001.


Родился в семье латышских крестьян, в детстве занимался крестьянским трудом. Его прадед был одним из первых латышей, принявших православную веру.

Окончил Рижскую духовную семинарию (1897), Киевскую духовную академию (1904) со степенью кандидата богословия.

В 1897-1999 — учитель в Лаудонской приходской школе.

В 1899-1900 — учитель в Либаве (ныне Лиепая).

В 1903 по совету протоиерея Иоанна Кронштадского принял монашество.

С 1904 — иеромонах, преподаватель Черниговской духовной семинарии. Быстро стал известен как талантливый педагог.

С 1906 — инспектор Вологодской духовной семинарии. Проявив твёрдый характер, участвовал в успешном наведении порядка в этой семинарии в период революционных волнений, что способствовало его быстрому продвижению по службе.

С 1907 — архимандрит, ректор Литовской духовной семинарии и настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря.

С 11 февраля 1912 — епископ Слуцкий, викарий Минской епархии.

С 4 апреля 1913 — епископ Таганрогский и Приазовский, викарий Екатеринославской епархии.

С 7 сентября 1917 — епископ Старицкий, викарий Тверской епархии.

С 22 апреля 1918 — епископ Пензенский и Саранский, затем - архиепископ. В сентябре-октябре 1918 и в октябре 1919 — феврале 1920 находился под арестом. Успешно вёл борьбу с «народной» церковью, организованной в Пензе лишённым сана архиепископом Владимиром (Путятой), за что один из сторонников Путяты покушался на епископа Иоанна и ранил его в ногу. Верующие рабочие хотели на месте совершить самосуд над покушавшимся и его сообщником, и только решитешьное вмешательство епископа спасло им жизнь.

С 1921 — архиепископ Рижский и Митавский. По его ходатайству Латвийская церковь получила самостоятельность: данное решение было утверждено 21 июня 1921 Патриархом Тихоном, Синодом и Высшим Церковным Советом. При этом Латвийская церковь продолжала оставаться в составе Российской церкви. Пользовался большим авторитетом среди православных верующих — латышей и русских. В 1923 на Соборе Православной церкви в Латвии был принят её устав, обеспечивающей всем членам церкви без различия национальностей предусмотренные канонами права.

В 1926—1931 — депутат латвийского Сейма, в котором активно защищал интересы православной церкви и нередко вступал в конфликты с представителями левых партий. В 1926 добился принятия закона о юридическом положении Православной церкви в Латвии, в котором говорилось, что она имеет право «свободно и открыто проводить в жизнь» православное вероучение. Церкви и её учреждениям принадлежали права юридических лиц, гарантировались имущественные права церкви, разрешалось создание религиозных школ, учреждение православных обществ и союзов, а решения духовной власти в каконических делах не подлежали обжалованию в светских учреждениях.

Во исполнение этого закона уже 1 декабря 1926 была открыта духовная семинария. Кроме того, владыка решительно выступал в защиту интересов русского населения Латвии. При его участии были приняты законы, регламентирующие открытие русских учебных заведений, основные русские школы и гимназии стали получать пособия из фонда культуры. Увеличилось количество русских учебных заведений, были открыты народные библиотеки, улучшено положение в дошкольном образовании.

Был убит на своей пригородной даче в ночь с 11 на 12 октября 1934. Убийцы подвергли его пыткам, смертельно ранили выстрелом в упор, а затем сожгли дом — в это время владыка, как показала экспертиза, был ещё жив.

Существовали три основные версии причин гибели владыки. Согласно первой, принятой в советское время, он был убит сторонниками латвийского лидера Карлиса Ульманиса за то, что выступал за сохранение канонических связей с Московской Патриархией (после гибели владыки Иоанна Латвийская церковь перешла под омофор Константинопольского Патриархата). Однако объективные доказательства этой версии отсутствуют — в латвийской политике владыка Иоанн был скорее союзником правительства в борьбе против левых сил.

Вторая версия связана с конфликтами внутри Латвийской церкви, в том числе с разногласиями между владыкой Иоанном и общественной организацией Русское христианское студенческое движение. В ходе расследования убийства архиепископа некоторые члены этой организации были арестованы, деятельность самого движения на территории Латвии запрещена. Однако и эта версия не нашла подтверждения.

Наиболее распространённая версия связывает убийство архиепископа Иоанна с деятельностью советских агентов. Обращается внимание на тайные связи главы Латвийской церкви с православными верующими в СССР, от которых он получал информацию о гонениях на религию — это могло вызвать недовольство представителей советской власти. Кроме того, как политический деятель Латвии и депутат Сейма, архиепископ Иоанн был последовательным антикоммунистом и критиком просоветских сил в своей стране. Существует предположение, что вечером 11 октября владыку навестил приехавший в Ригу знаменитый певец Леонид Собинов, и убийцы могли ворваться в дом, когда архиепископ открыл ему дверь. Сам Собинов вскоре скоропостижно скончался в номере гостиницы в Риге, причём советское полпредство запретило делать вскрытие умершего, а причиной смерти объявили разрыв сердца. Тело покойного быстро перевезли из гостиницы в здание полпредства, а затем траурным поездом отправили в Москву. Однако и эта версия основана на предположениях и косвенных доказательствах.

В 2001 прославлен в лике местночтимых святых Собором Латвийской православной церкви. Торжества ознаменовались крестным ходом через весь город; на торжественном богослужении присутствовали президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга, представители сейма, местного самоуправления, католической и лютеранской церквей.

В 2001 решением Священного Синода Русской православной церкви имя владыки Иоанна включено в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века.

В 2003 состоялось перенесение обретённых нетленными мощей священномученика Иоанна из храма Покрова Пресвятой Богородицы (на Покровском кладбище Риги) в кафедральный собор Рождества Христова.



Поделиться: