Священнослужитель Русской православной церкви, архимандрит (с 27 января 2002 года); историк, писатель.
Окончил филологический факультет Московского государственного университета (1963).
1963—1970 — преподаватель в школе.
1970—1978 — сотрудник министерства культуры, министерства иностранных дел (в 1971—1976 работал в посольстве СССР в Греции).
1978—1982 — старший научный сотрудник сектора византоведения Института всеобщей истории АН СССР.
С 1982 — преподаватель Московской духовной академии. В 1983—1988 совмещал преподавательскую деятельность с работой помощника управляющего делами Московской патриархии.
С 1986 — диакон, затем — священник, с 1987 — протоиерей. В 1989 принял монашество с именем Иоанн, игумен.
в 1990—1991 был председателем Союза православных братств.
С 22 ноября 1990 года — председатель Отдела Московского Патриархата по религиозному образованию и катехизации[1] и, одновременно, настоятель патриаршего подворья в бывшем Высоко-Петровском монастыре в Москве.
С января 2002 — архимандрит.
Действительный член Российской академии естественных наук, член Российской экологической академии, член-корреспондент Российской академии образования, член Союза писателей.
В 1992 основал Российский православный университет (РПУ) св. Иоанна Богослова и стал его ректором. Считает, что «наука, лишенная нравственного стержня, — опасна. И задача РПУ состоит как раз в том, чтобы наполнить науку, внести в изучение ее нравственный стержень». В одном из интервью отмечал, что «мы готовим высококвалифицированных специалистов, воспитанных на православной идеологии и нравственности». В РПУ действуют исторический, психологический, филологический (с отделением церковной журналистики), философско-богословский, экологический, экономический, юридический факультеты.
Сфера научных интересов — история духовных связей Византии и России, влияние византийского православия (в том числе одного из наиболее известных его течений — исихазма) на русскую церковную мысль. Считает, что «если языческое прошлое европейских народов привело к неоязыческому Ренессансу, то наследие греческой античности, преображенное святоотеческим богословием — трудами Дионисия Ареопагита, Симеона Нового Богослова и исихастов дало импульс духовному Возрождению в палеологовской Византии, в южнославянских странах и на Руси. И насколько это Возрождение было возвышеннее, духовнее и чище западноевропейского Ренессанса с его болезненным разладом между верой и разумом, духом и плотью, оставляющем, несмотря на весь свой наигранный оптимизм, чувство безысходности и отчаяния».
Основные исторические работы о. Иоанна опубликованы в книге «Православие. Византия. Россия».
Автор ряда художественных произведений (публикует их как «Игорь Николаевич Экономцев», а не «архимандрит Иоанн») в том числе романа «Записки провинциального священника» (главный герой — преподаватель духовной академии, получивший в середине 1980-х годов приход в провинции), мистического романа «Тайна восьмого дня» и др. Его литературное творчество вызывает дискуссии в православной среде, резкую критику со сторону наиболее консервативно настроенных верующих. В то же время для некоторых представителей интеллигенции знакомство с этими книгами стало этапом на пути к православной вере.