Из какого рода происходила семья Смоктуновских? Где прошло детство будущего актера? В каком возрасте Иннокентий впервые посетил театр? Какая семья во время войны спасла Смоктуновского от немцев? Почему после демобилизации Иннокентию запретили жить в 39 городах СССР? Знакомство с какой актрисой изменило жизнь Смоктуновского? Где актер познакомился со своей женой Саломеей Горшман? Какая роль принесла Смоктуновскому известность в театральной среде? Почему актер ушел из Большого драматического театра и стал сниматься в кино? Какой фильм стал 'визитной карточкой' Иннокентия Смоктуновского, сделав его самым популярным актером в СССР? Как прошли последние годы великого актера, и почему, по его словам, он не мог одновременно играть в театре и сниматься в кино?
По словам режиссера Григория Козинцева, Иннокентий Смоктуновский всегда удивлял загадочностью творческого процесса. В нем был какой-то внутренний свет, который нельзя было объяснить. Работать с ним, как с другими актерами, было невозможно. Его нужно было просто отпустить и дать жить на сцене…
Иннокентий Смоктуновский появился на свет 28 марта 1925 года в селе Татьяновка Томской губернии (сейчас Шегарский район Томской области). Семья Смоктуновских была бедной и едва сводила концы с концами. Кроме Иннокентия, который был вторым по счету ребенком, родители воспитывали еще пятерых детей.
Настоящая фамилия актера – Смоктунович – породила множество слухов и домыслов о происхождении семьи. Есть версия, что Смоктуновичи были потомками волынских шляхтичей и имели польские корни. Однако в одном из интервью актер признался, что его дед был белорусом и служил егерем в Беловежской пуще. Когда в 1961 году он случайно убил зубра, его вместе с семьей сослали в Сибирь.
Детство будущего актера прошло в Красноярске, куда семья Смоктуновских переехала, спасаясь от голода и принудительного вступления в колхоз. Здесь жила родная сестра отца, которая в тяжелые годы помогала им с питанием. Отец, обладая огромной физической силой, устроился грузчиком в порту. Когда началась война, он был призван на фронт, и с тех пор семья его не видела. Долгое время он числился в списках пропавших без вести, но позже выяснилось, что он погиб.
Иннокентий с детства занимался в школьном драмкружке, а в 14 лет впервые попал в театр. Позже он вспоминал, что спектакль был дурен по вкусу, но тем не менее произвел на него огромное впечатление. После окончания школы Смоктуновский учился в фельдшерско-акушерском училище, посещал курсы киномех
аников, работал статистом в театре.
На войне ему тоже пришлось побывать. После окончания в Киеве пехотного училища, Иннокентия сразу же отправили на фронт. Он участвовал во многих боях, в том числе и за освобождение Киева. Собственно именно там, под Киевом, в 1943 году Смоктуновский попал в плен. Проведя почти год в специальном лагере для пленных, ему удалось бежать и в течение нескольких месяцев скрываться в доме украинской семьи Шевчуков. С этой семьей актер поддерживал дружеские отношения до самой смерти.
Демобилизовавшись в 1945 году, Иннокентий вернулся в Красноярск, однако тут же получил запрет на проживание в 39 городах. Связанно это было с тем, что он побывал в плену и считался неблагонадежным. Тогда Смоктуновский отправился в Норильск, где в 1946 году состоялся его дебют на сцене Заполярного театра драмы. Здесь же он изменил свою фамилию на 'Смоктуновский'.
Пять лет, проведенные в Заполярье, никак не отразились на карьере Иннокентия, поэтому он решил переехать в Москву. Совсем кстати в начале 50-х годов актер познакомился с Риммой Марковой, которая, увидев в нем большой потенциал, сказала об этом руководителю Театра им. Ленинского комсомола Софье Гиацинтовой. Так Иннокентий попал в московский Ленком.
Помимо того, что Смоктуновский получил работу в одном из лучших театров страны, он еще встретил свою первую и единственную любовь – Саломею Горшман, которая работала в Ленкоме художницей по костюмам. Она стала главной опорой в жизни актера и помогла ему пройти все трудности на пути к славе и признанию.
Однако добиться успеха было не просто, и как это часто бывает, Иннокентию помог случай. В 1957 году, когда актер Пантелеймон Крымов был снят с роли князя Мышкина за недисциплинированн
сть, в постановку 'Идиот' был приглашен Смоктуновский. После премьеры спектакля актер 'проснулся знаменитым'. Люди съезжались со всех уголков СССР, желая увидеть необыкновенного князя Мышкина. Многие критики называли этот спектакль самым сильным театральным потрясением в своей жизни.
После грандиозного успеха 'Идиота' Смоктуновский обратил на себя внимания кинематографистов, и они буквально засыпали его предложениями. В итоге это привело к конфликту с руководством Большого драматического театра, и актеру пришлось уйти. Иннокентий сосредоточился на кино и вплоть до 1973 года не выходил на сцену. Фильмы 'День первый' (1958), 'Ночной гость' (1958), 'Неотправленное письмо' (1959), 'Девять дней одного года' (1961) стали подготовкой перед главными ролями в его карьере.
Фильмом, который принес Смоктуновскому международное признание, был 'Гамлет' (1964) режиссера Григория Козинцева. Игра актера вызвала дискуссии во всем мире, так как была исполнена в его собственной интерпретации. Тем не менее, критики отметили высочайшее мастерство Иннокентия, которое было вознаграждено рядом кинопремий. Среди них Ленинская премия и номинация на престижную британскую премию 'BAFTA'.
Спустя два года Иннокентий Смоктуновский закрепил свой успех, сыграв в комедии Эльдара Рязанова 'Берегись автомобиля' (1966). По словам режиссера, ему пришлось перебрать множество талантливых актеров, но ни у одного из них не было необходимой 'странности', присущей главному герою Юрию Деточкину. Когда же он увидел в действии Смоктуновского, то понял, что это роль всей его жизни.
Так и случилось. 'Берегись автомобиля' имел невероятную популярность в СССР, став 'визитной карточкой' Смоктуновского. В его карьере было еще много в
еликих ролей – например, Порфирия Петровича в 'Преступлении и наказании' (1969) или Чайковского в одноименном кинофильме, – но ни одна из них не смогла превзойти благородного вора Юрия Деточкина.
В 60-е годы Иннокентий Смоктуновский блистал в кино, а 70-е стали его возвращением в театр. В 1972 году актера пригласили в Малый театр на роль Царя Федора в одноименном спектакле по трагедии А. К. Толстого. Эту постановку он играл до 1976 года, после чего перешел во МХАТ им. Горького. Так начался новый период в творчестве Смоктуновского, который ознаменовался сотрудничеством с Олегом Ефремовым – его старым другом и партнером по фильму 'Берегись автомобиля'.
В 1987 году, когда во МХАТе произошел раскол, актер остался вместе с Ефремовым в МХТ им. А. П. Чехова. Здесь до конца своих дней он играл в спектаклях 'Кабала святош' и 'Возможная встреча'. Несмотря на занятость в театре, Смоктуновский продолжать сниматься в кино, хотя уделял ему меньше внимания. Актер всегда говорил, что ему сердцу дорого и то, и другое, но двойную нагрузку оно не в состоянии вынести.
Последней значимой работой Смоктуновского в кино стала роль Исаака в фильме 'Дамский портной' (1990), которая была отмечена премией 'Ника'. В начале 90-х годов у актера обнаружились проблемы с сердцем, ставшие причиной инфаркта. Он долго лечился в подмосковном санатории, но 3 августа 1994 года его сердце не выдержало.
Проститься с Иннокентием Смоктуновским приехали не только российские, но зарубежные кинематографисты. Ведь он был по-настоящему великим актером, внесшим огромный вклад в развитие актерского мастерства. Впервые в истории в последний путь его провожали аплодисментами. Критики писали, что в этот последний день у Иннокентия Михайловича все было как всегда