Иннокентий (Гизель), архиепископ (ок. 1600 - 11.1683), церковный деятель, историк, духовный писатель.
Иннокентий происходил из прусской протестантской семьи. В Киеве принял Православие, постригся в монахи. По инициативе Петра Могилы получил образование в Западной Европе, а по возвращении стал учителем Киевской коллегии. В 1643 — игумен Дятловицкого монастыря, затем — Киево-Братского (и ректор Киевской коллегии), Кирилловского, Киево-Никольского. В 1656 архиеп. Иннокентий достиг вершины своей карьеры: архимандрит Киево-Печерской лавры. Будучи в числе авторитетнейших малороссийских иерархов, архиеп. Иннокентий активно участвовал в политической жизни. Он, с одной стороны, придерживался московской ориентации, проявляя заботу о царских войсках, стремясь предупредить пропольские выступления казачества, а с др. — противился подчинению Киевской митрополии Московскому патриарху (переговоры в Москве 1654). Ректор коллегии, архиеп. Иннокентий оказывал поддержку и даже воспитал видных писателей и деятелей духовного просвещения — Лазаря Барановича, Епифания Славинецкого, Симеона Полоцкого, Иоанникия Галятовского, Антония Радивилловского.
Архиеп. Иннокентий известен как автор «Синопсиса» (печатные издания 1674, 1678, 1680; возможно, существовали и более ранние). Это изложение событий русской истории по 1679 пользовалось популярностью вплоть до времен М. В. Ломоносова. Поскольку «Синопсис» печатался в типографии Киево-Печерской лавры без имени архиеп. Иннокентия, высказывались сомнения в его авторстве, но большинством исследователей оно принимается.
Перу архиеп. Иннокентия принадлежит богословский трактат «Мир человека с Богом» (1669, 1671), посвященный исповеди и излагающий взгляд на таинства, которого впоследствии придерживались московские «латинствующие»; оставшееся ненапечатанным антикатолическое сочинение «О истинной вере»; значительное число писем. Известно, что до поставления в Печерские архимандриты архиеп. Иннокентий произносил проповеди, но тексты их не обнаружены.
«Синопсис» архиеп. Иннокентия сыграл важную роль в славянской культуре XVII—XVIII вв., он включался в русские хронографы последней трети XVII в., в т. н. «подробную летопись» (XVIII в.), использовался историками С. Величко, В. Н. Татищевым, М. В. Ломоносовым, Паисием Хилендарским. «Мир человека с Богом» воздействовал на спор о времени пресуществления Святых Даров (1680-е). Об архиеп. Иннокентии сохранились исполненные уважения и восхищения отзывы Антония Радивилловского, Лазаря Барановича, Димитрия Ростовского, С. Величко.
М. О.