Индра К. Нуйи является президентом и финансовым директором компании PepsiCo. Наиболее известная своими безалкогольными напитками, транснациональная корпорация, возглавляемая Нуйи, в действительности является пищевой компанией мирового масштаба. Она изготовляет и продаёт дюжины других продуктов, включая чипсы Doritos и линию соков Tropicana и даже крупы Quaker Oats.
Нуйи – одна из передовых бизнес-леди в Соединённых Штатах и так же считается самой успешной женщиной индийского происхождения в Америке в целом.
Нуйи родилась в индийском городе Мадрас в 1955 году и была своего рода «противником правил» консервативного мира «среднего класса» в котором она выросла. В то время в Индии, когда считалось непристойным для молодой девушки проявлять себя, она участвовала во всех женских командах по крикету. Она даже играла на гитаре в женской рок-группе во время обучения в Христианском Колледже Мадраса. После получения ей химического, физического и математического образования в колледже, она стала членом Индийского института менеджмента в Калькутте. В стране в то время была одна из всего двух школ которые предлагали образование магистра делового администрирования (M.B.A.).
Первая работа Нуйи после получения образования касалась Tootal, британской текстильной компании. Она была основана в Манчестере, Англия в 1799 году, но имела филиалы в Индии. После этого Нуйи была принята в качестве менеджера по товарам, в офисы Johnson & Johnson (изготовитель продуктов личной гигиены) в Бомбее. Ей дали возможность, с которой она смогла добиться положения опытного торгового служащего. Линия недавно была представлена на рынке в Индии и боролась за идею индивидуальности для потенциальных покупателей. «Это было поразительное событие, потому что невозможно рекламировать личную защиту в Индии» - она вспоминала в интервью с Сарой Мюррэй (Financial Times).
Нуйи почувствовала, что её признание – это мир бизнеса. Решив учиться в Соединённых Штатах, она поступала и была принята в бизнес-школу Йельского Университета в Нью Хэвене, штат Коннектикут. К её удивлению родители позволили ей переехать в Америку. Это случилось в 1978 году. «Это неслыханно для хорошей, консервативной южно-индийской девочки поступать так» - она воскликнула Мьюррэй (Financial Times) - «Это сделало бы ей перспективу незамужней девушки после всего».
«За моей холодной логикой лежит очень эмоциональная личность.»
Нуйи быстро устроилась в её новой жизни, но силилась, чтобы свести концы с концами последующие 2 года. Хотя она получала финансовую помощь от Йельского Университета, она так же вынуждена была работать как ночной служащий в приёмной, чтобы как-то «выжить». «Вся моя летняя работа была выполнена в сари, потому что у меня не было денег купить одежду» - она объясняла Мьюррэй. Даже когда она приходила на собеседование в престижные бизнес-консалтинговые компании, которые нанимали студентов из школы, она носила своё сари, так как она не могла позволить себе купить деловой костюм. Возвращаясь можно сказать, что окончание бизнес-школы требует от всех студентов-первокурсников проходить и сдавать курс эффективных коммуникаций -говорила она в интервью с Financial Times - и то что она выучила в нём «было бесценно для кого-то кто родом из культуры, где, возможно, коммуникации не были наиболее важным аспектом бизнеса, по крайней мере в моё время».
Конкуренция между Pepsi, продуктом компании Индры Нуйи и его конкурентом из Атланты, штат Джорджия, Coca-Cola, одна из наиболее долговременных маркетинговых войн. Только в Соединённых Штатах индустрия безалкогольных напитков составляет $60 млрд. в год.
Битва между Coke и Pepsi длится почти с начала истории компании. Обе компании появились как ключевые игроки в начале XX века, когда безалкогольные напитки начали заполнять рынок Соединённых Штатов. В 1920х, Coca-Cola начала агрессивно продвигаться на зарубежные рынки и даже открыла заводы по изготовлению бутылок около военных баз, где размещался обслуживающий персонал Соединённых Штатов в течение Второй Мировой Войны. Pepsi «переехала» на зарубежные рынки только в 1950-х годах, но заслужила всестороннее признание в 1972, когда она подписала договор с Советским Союзом. Вместе с этим договором Pepsi стала первым западным продуктом, когда либо продаваемым Советским потребителям.
Эта битва за долю рынка разгоралась даже после 1975, когда обе компании расширяли их «щедрые» маркетинговые кампании, чтобы завоевать потребителей. Cola, cтандартный продукт компании Pepsi имел немного более сладкий вкус, который подтолкнул одну из самых ёмких корпоративных стратегических ошибок в истории бизнеса: в 1985 запустила «New Coke», которая имела немного более «сладкую» формулу изготовления. Потребители Coke были возмущены. Старая формула всё ещё была доступна под именем «Coca-Cola-Classic», но идея «New Coke» была быстро отложена. Этот инцидент часто изучается в курсах бизнес-школ в Соединённых штатах и много где ещё вместе со всеми аспектами, известными под именем «войны cola».
Coke – это лидер доли рынка безалкогольных «Cola», но безалкогольные напитки напоминают о бизнесе своих компаний-производителей. Pepsi, с другой стороны, начала овладевать другими бизнесами в 1965, когда она купила Техасскую компанию Frito-Lay и стала развивать пищевую индустрию.
йи не получила второго образования магистра делового администрирования в Йельском Университете. Вместо этого её образование было «Магистр в области менеджмента в государственном и частном секторе» которое она закончила в 1980. После окончания она пошла работать в Бостонскую Консалтинговую Группу, престижную консалтинговую фирму. В течение следующих 6 лет она работала в различных интернациональных корпоративных стратегических проектах и в 1986 перешла на Motorola в качестве главного руководителя. Она работала там в течение 4-х лет и ушла в 1990, присоединившись к Asea Brown Boveri Inc. в качестве главного стратегического менеджера. ABB, как известно, являлась Швейцарско-шведским конгломератом с бюджетом $6 млрд., который производил промышленное оборудование и строил мощные заводы по всему миру.
Способности Нуйи в помощи ABB нашли своё направление в Северной Америке, её принял во внимание Джека Уэлча главы General Electric. Он предложил ей работу в 1994, но так получилось, что исполнительный директор PepsiCo, Уайн Каловэй сделал то же самое. Как она говорила ранее в Business Week , два этих человека знали друг друга, но, Каловэй предложил нечто привлекательное для Нуйи. Он сказал ей, что «Уэлч лучший руководитель, я знаю… Но мне нужен человек вроде тебя, я бы предложил тебе особенное место в PepsiCo.»
Нуйи выбрала изготовителя безалкогольных напитков и стала его главным стратегическим менеджером. Вскоре, она подталкивала PepsiCo переформировать брэнд и имущество и стать более влиятельной компанией в ряде важных решений. Она так же была лицом, ведущим переговоры при заключении важных сделок. Компания решила развить свои отделы в ресторанах, в 1997, как пример, создала свои KFC, Pizza Hut и Taco Bell холдинги в других компаниях. Она так же рассматривала удачливый способ действий соперника - Coca-Cola, в его бизнесе касательно продаж напитков десятилетие назад¸ когда конкурентная компания получала впечатляющие доходы. Pepsi следовала примеру и в 1999 первый публичный пакет акций был оценен в $2,3 млрд. Компания, естесственно, имела наибольшую долю в нём.
В PepsiCo Нуйи была главным специалистом по сделкам в двух наиболее важных аспектах: она совершила сделку в $3,3 млрд. по покупке брэнда компании по изготовлению апельсиновых соков Tropicana в 1998, и, тремя годами позже, была частью команды, выполнявшей сделку приобретения компании Quaker Oats за $14 млрд. Это стало одной из наиогромнейших пищевых сделок в корпоративной истории, и добавило целый ряд круп и закусок в репертуар компании. Она так же помогала покупать производителя функциональных напитков SoBe за $337 млн.
Благодаря её впечатляющим талантам, Нуйи была выдвинута на должность финансового директора компании PepsiCo в феврале 2000 года. Это сделало её самой влиятельной индийской женщиной из ряда корпораций Америки. Годом позже она была удостоена так же титула президента, когда её давний коллега, Стивен С. Рейнеманд, преуспевающий в позиции исполнительного директора и председателя совета директоров. Райнеманд сказал, что он возьмётся за работу только если Нуйи вступит в совет директоров компании.
Работая в новой должности как президент и финансовый директор, в мае 2001 Нуйи работала чтобы сохранить деятельности компании «на высоте» с её точки зрения: «В любое время дня у нас будет закуска для вас», - она говорила в Business Week в 2001. Компания продавала ослепительнее количество закусок и напитков от Mountain Dew до Rice-a-Roni, от круп Captain Crunch до спортивных напитков Gatorade. Компания так же владеет компанией-производителем снэков Doritos и воды Aquafina.
Успех Нуйи в мире бизнеса поместил её в рейтинг «Кандидатов», оказывающих влияние на всемирный бизнес (журнал Time) в 2003г. Многие наблюдатели предполагали, что она однажды возглавит одну из дочерних компаний, такую как Frito-Lay или её основной брэнд «PepsiCo Beverages» в Северной Америке. В начале 2004 были причины сообщить, что Нуйи, которая всё ещё носит на работу сари время от времени, думает получить работу в Gucci Group, но она рассеяла слухи что имела деловые беседы с Итальянским производителем предметов роскоши.
Нуйи состоит в совете попечителей в Йельской корпорации и управляет советом Йельского Университета. Живёт она в Гринвиче, Коннектикут, недалеко от главного офиса PepsiCo. Дома она содердит пуджу – или традиционную индийскую святыню. Однажды она летала в Питсбург после сложных переговоров с директорами Quaker Oats, помолиться в храме. Её предсказания что её американское образование лишит её перспективы замужества оказались неправдивыми, потому что она вышла замуж за индийского мужчину по имени Радж, который работает консультантом по менеджменту. У них две дочери которые вскоре примут решение жить отдельно и Нуйи по этому случаю устраивает её младшую дочь на работу