Илзе Лиепа верит в счастливый случай, который может определить всю дальнейшую судьбу. Скажем, она с благодарностью вспоминает искусствоведа и балетомана Александру Чижову, которая однажды, увидав ее на репетиции , "что-то там такое высмотрела" в юной балерине и загорелась идеей устроить ее творческий вечер. Вечер прошел очень удачно, и вскоре имя балерины Илзе Лиепы стало известным.
Илзе Лиепа - дочь прославленного танцовщика Мариса Лиепы от брака с актрисой Театра им. Пушкина Маргаритой Жигуновой. Родилась 22 ноября в Москве. Закончила хореографическое училище и педагогическое отделение балетмейстерского факультета ГИТИСа. Профессиональную деятельность начала в кордебалете Большого театра (на сцену которого впервые вышла в 5 лет). С 1981 года - солистка Большого театра. Среди ролей: Мерседес ("Дон Кихот"), леди Капулетти ("Ромео и Джульетта"), Зюльма ("Корсар"), Королева-мачеха ("Белоснежка"). В 1996-м получила звание заслуженной артистки России. Снималась в кино, в том числе в фильме "Михайло Ломоносов".
Брат Андрис Лиепа - танцовщик. Вместе танцевали "Видение розы", "Жар-птицу".
Первый муж - скрипач Сергей Стадлер. Со вторым - бизнесменом Владиславом Паулюсом, сотрудником международной компании Coca-Cola, обвенчалась в апреле 1999 года в Николо-Богоявленском соборе Санкт-Петербурга.
Илзе Лиепа верит в счастливый случай, который может определить всю дальнейшую судьбу. Скажем, она с благодарностью вспоминает искусствоведа и балетомана Александру Чижову, которая однажды, увидав ее на репетиции , "что-то там такое высмотрела" в юной балерине и загорелась идеей устроить ее творческий вечер. Вечер прошел очень удачно, и вскоре имя балерины Илзе Лиепы стало известным.
Судя по всему, не менее счастливый случай произошел два года назад, когда Илзе встретила своего будущего мужа Владислава. Недавно они отметили первую годовщину свадьбы.
- Как вы познакомились?
- Слава работал в компании "Кока-кола", я встретилась с ним, когда меня пригласили принять участие в рекламной кампании минеральной воды.
- Cъемка в рекламе в артистической среде часто считается чуть ли не дурным тоном. Но вы согласились...
- А почему нет? Реклама рекламе рознь. Любого человека, событие или понятие нельзя оценивать однозначно. Так же и рекламу. Нужно уметь выбирать. Когда мне предложили сниматься в рекламе, я знала, что буду танцевать, Съемки проходили в Стокгольме. Все это было очень интересно для меня как для балерины. Ролик делала одна из лучших съемочных групп. То, что вышло в рекламе, сотая доля того материала, который остался у
меня в записи. Были созданы замечательные условия для работы. Я устала как никогда и получила огромное удовольствие. Перед этим была фотореклама той же минеральной воды, ее делал один из лучших английских фотографов - Сноуден, который снимает звезд балета по всему миру. Кто откажется поработать с таким мастером?
- После свадьбы бывает состояние эйфории, когда прежняя жизнь теряет всякое значение и важным становится только настоящее. С вами такое было?
- Было, было... Пришлось на месяц перенести премьеру спектакля "Ваша сестра и пленница" (я играю там Марию Стюарт, а Светлана Крючкова - королеву Елизавету). Труппа и продюсер очень волновались, что я надолго уеду и все забуду. Но во время свадебного путешествия я стала понимать, что мой муж - замечательный человек и друг, что между нами такое единство... Это дало мне огромный заряд энергии. Я вернулась, готовая к премьере.
- Вашему мужу теперь придется мириться с вашей звездной жизнью. Как он к этому относится?
- Он тонкий человек, все понимает и принимает. Хотя бывают моменты, когда нам обоим хочется закрыться от всего этого. Чтобы никто не мешал, чтобы мы могли, в конце концов, хоть поужинать вдвоем, без телефонных звонков. На самом деле, мы ценим тишину. Иногда хочется убежать от всех, кроме, впрочем, родителей мужа, которые часто приезжают к нам из Вильнюса. Даже когда их визит совпадает с очень интенсивной работой и должен, кажется, помешать, потому что нет возможности сосредоточиться, побыть одной, все происходит наоборот. Гомон голосов в доме приносит мне еще больше радости и внутренней силы. И очень подкупает теплота Славиных родителей по отношению к нам, их внутренняя деликатность.
- Бывает, что после замужества количество подруг резко уменьшается: времени на них нет, да и муж нередко просто вытесняет собой привычное окружение...
- Мне кажется, это закономерно: семья - это, конечно, главное. У супругов, по-моему, могут быть только общие друзья. У моего мужа не может быть друзей, которых бы я не воспринимала, равно как и у меня не может быть подруг, которых не воспринимает мой муж. Кроме того, с годами мой круг общения очень сузился. Слава богу, всех, кто остался, мой муж принял и полюбил так же, как я полюбила его
университетских друзей. У меня три близкие подруги еще со времен училища: Элина Пальшина, Нина Ананиашвили и Вероника Смирнова, очень талантливый хореограф, наши с ней отношения с годами превратились в творческий союз. Иногда мы втроем устраиваем девичник, идем куда-нибудь ужинать. Когда я начинаю готовить новый спектакль, то обязательно зову Веронику посмотреть - у нее безупречный вкус. Она ставила на меня "Федру", она придумала потрясающий номер и сама написала стихи для вечера памяти нашего отца, организованного моим братом Андрисом в Театре оперетты.
- Ваши отношения с подругами детства - скорее закономерность или исключение? Ведь в хореографическом училище наверняка хватало и зависти, и соперничества...
- Как везде. Но разве нет соперничества в обычной школе? И в училище, конечно, было: там сразу начинаются взрослые игры - репетиции, спектакли. Эмоциональная нагрузка большая. Училище Большого театра вообще суровая школа: мы получали отчасти ортодоксальное, пуританское воспитание. Мне было девять лет, когда меня приняли в училище, и отец, помню, сказал: "Твое детство кончилось, забудь про подруг и про куклы".
- Вы с самого начала были настроены на то, чтобы добиться успеха в балете?
- Нет, никогда. Наверное, на успех надо настраиваться, но я не знаю как. Мне совершенно не ясно, как и почему у меня все сложилось, - иногда я просто этому удивляюсь.
- Полное взаимопонимание между вами и мужем - тоже счастливое стечение обстоятельств или результат внутренней работы?
- Этот год мы считаем испытательным для нас обоих: мы хотели понять, сможем ли быть вместе всю жизнь. У каждого из нас свои привычки. Каждый человек по сути своей эгоистичен, а люди искусства еще и эгоцентричны, что для близких очень тяжело. Я сама страдаю от многих своих недостатков. Но, слава богу, в нашей семье принято обсуждать все откровенно.
На днях я перелистывала дневник императрицы Александры Федоровны, которая писала, что никогда нельзя ложиться спать, не примирившись, нельзя допускать, чтобы оставалась какая-то трещинка. В этом дневнике можно найти много удивительных мыслей о том, что такое нежность и внимание друг к другу, что такое любовь.
- За то время, что вы вместе, муж видел ваши сл
езы?
- Я плакать люблю! (Смеется.) Впервые Слава увидел мои слезы, когда мы еще не были женаты. Я репетировала свою первую драматическую роль. Однажды пришла к нему домой, сказала: "Все. Я ничего не умею, у меня ничего не получится. Это ужасно!" - и заплакала. Он нашел такие простые слова для утешения : "Ну что изменится оттого, что ты возьмешь и все бросишь? У тебя ведь нет контракта, никто не стоит над твоей душой! Потерпи месяц, тогда поймешь, надо тебе это или нет". Я почему-то сразу успокоилась.
- В одном спектакле вы играете Екатерину II, в другом - Марию Стюарт. Раньше невозможно было представить себе балерину на драматической сцене...
- Перед тем как началась моя работа в драматическом театре, у меня произошла потрясающая встреча с известным английским хореографом Джилиан Линн (она, кстати, работала и на Бродвее). Андрис пригласил ее в Большой театр ставить спектакль, который потом был показан на благотворительном вечере, им же организованном, в пользу хосписа. Когда Джилиан в первый раз пришла в зал и собрала всех артистов, которые были заняты в этой постановке, она спросила: "Что вы умеете делать? Вы поете? А-а-а, вы только танцуете!" На Западе актер уже давно стал синтетическим, он умеет делать все: не случайно, например, Нуриев и Барышников пробовали себя везде, в том числе и в Голливуде. К нам это только приходит.
- Но вы, похоже, органично осваиваете разные области искусства: ведь вы и в кино работаете!
- Моим первым фильмом стала картина "Блистающий мир" по роману Александра Грина. Сниматься в ней меня заставила мама: тогда моя работа в Большом театре начиналась очень тяжело, мне абсолютно нечего было делать. Мама видела, как я мучаюсь, и говорила: "Снимайся, делай что-нибудь". После этого стали поступать другие предложения, и я снялась в "Юности Бемби", в "Лермонтове" и в сериале "Михайло Ломоносов".
- Раньше - до Славы - именно мама помогала вам, когда было трудно?
- Да, она очень многое сделала и для меня, и для брата. Когда не стало отца, многих трудов ей стоило одевать меня прилично. Потом ее эстафету подхватил Андрис. С пятнадцати лет - я это хорошо помню - он стал моим руководителем и всегда в самые важные моменты моей жизни оказывался рядом.
Между нами происходили многочасовые разговоры, в результате которых он направлял меня в нужную сторону, уводя от неправильного выбора. Он безумно переживал по поводу того, как я устрою свою личную жизнь. Если кто-то появлялся в поле моего зрения, он ничего не говорил, но по его глазам и настроению я понимала, как он волнуется за меня. Он всегда советовал: "Подумай, Илзе, не торопись".
- На этот раз, видимо, он одобрил ваш выбор?
- Сейчас я, так скажем, уже выросла. (Смеется.)
- Как вы относитесь к тому, что время летит так быстро?
- Меня тяготят безумная суета и скорость. То, что время - категория относительная, ощущаешь в других местах, например, когда мы ездим в Дивеевский монастырь, который очень любим, время там ощущается совершенно по-другому. Там можно провести всего полтора дня, а по наполненности души будет ощущение, что прошел месяц. Суета очень обременяет душу, и я в этом отношении не исключение. Необходимо не перестать разделять, что важно и что второстепенно. Как говорит владыка Питирим, самое главное для человека - правильно выстроить шкалу ценностей.
- Одно из следствий суеты и скорости: перегруженные работой и проблемами люди не могут по-настоящему расслабиться, даже если появляется такая возможность...
- Да, это и обо мне: отдыхая, я всегда чувствую некоторое беспокойство. Но в то же время, когда выпадает такая возможность, мне очень нравится путешествовать с мужем на машине. Мы любим на два-три дня отключиться от дел и отправиться по нашим старинным российским городам. Но на отдыхе всегда приходится думать о том, где заниматься, бегать, чтобы дыхание не потерять и из формы не выйти. В балете очень много от спорта: режим, физическая нагрузка. Держать себя в узде все время невозможно - человеческая природа противится этому. Иногда позволишь себе лишнее, а потом расплачиваешься.
- Вам приходится себя заставлять?
- А как вы думали? (Смеется.) Если бы вы слышали, что говорят балерины, когда приходят в класс: "Боже мой, каждый день одно и то же! Сколько можно!"
- Но муж все-таки иногда вас балует?
- Еще в бытность ухаживания он пленял меня картофельными блинами с луком, сметаной и красной икрой. Это такое потрясающе вкусное литовское блюдо