Иляна Котрубаш - румынская оперная певица международного уровня, обладательница колоратурного сопрано.
Иляна Котрубаш родилась 9 июня 1939 года в Галаце (Galaţi), портовом городе у восточной границы Румынии (Romania). Она выросла в музыкальной семье – ее отец был тенором в любительском хоре, - а ее собственная музыкальная карьера началась в возрасте девяти лет, когда девочка стала участницей детского хора на радио. К одиннадцати годам она стала одной из солисток хора.
Когда в 1952 году ее семья переехала в Бухарест (Bucharest), Иляну записали в музыкальную школу для одаренных детей Ș
coala Specială de Muzică. Она продолжала заниматься вокалом до 1958 года, когда в возрасте 19 лет стала студенткой Бухарестской консерватории, носившей в те годы имя Чиприана Порумбеску (Ciprian Porumbescu). В консерватории Котрубаш училась у Константина Строеску (Constantin Stroescu), выпустившего из стен этого учебного заведения не одну звезду оперной сцены.
Шесть лет спустя, в 1964, Иляна дебютировала в Бухарестской опере в роли мальчика Иньольда в опере Дебюсси (Achille-Claude De
ussy) 'Пеллеас и Мелизанда'. В бухарестской опере Котрубаш включила в свой репертуар такие партии, как Оскар в 'Бале-маскараде', Джильда в 'Риголетто' и Блонда в моцартовском 'Похищении из сераля'.
В 1965 Котрубаш впервые привлекла к себе международное внимание на Международном конкурсе вокалистов в Хертогенбосе, Нидерланды ('s-Hertogenbosch, Netherlands), когда получила первый приз за исполнение оперы, романса и оратории. В следующем году она выиграла радиотелевизионный конкурс в Мюнхене (Mu
ich) и в течение нескольких следующих лет последовательно дебютировала в ряде крупных европейских оперных театров – эти награды в сочетании с огромным успехом после исполнения партии Памины в Брюсселе (Brussels) позволили румынской певице появиться на сцене Венской государственной оперы, Гамбургской оперы, Берлинской государственной оперы и на Зальцбургском фестивале, а также заключить контракт с Франкфуртской оперой. Кроме того, в 1969 году Иляна Котрубаш совершила блистательный дебют на Глайнд
орнском оперном фестивале, спев Мелизанду, и в следующие два сезона исполняла там главную роль в 'Каллисто' Франческо Кавалли (Pietro Francesco Cavalli).
В 1971 году Котрубаш дебютировала на сцене Ковент-Гардена – для этого дебюта судьба приберегла для Иляны партию Татьяны в 'Евгении Онегине'. Годом ранее Котрубаш подписала трехлетний контракт с Венской государственной оперой, и за время работы там расширила свой репертуар за счет таких ролей, как Сюзанна в 'Свадьбе Фигаро', Церлина в 'Дон Жу
ане', Виолетта в 'Травиате', Мими в 'Богеме' и Софи в 'Кавалере розы'. В 1973 состоялся ее американский дебют на сцене чикагской Лирической оперы в роли Мими.
Однако настоящий прорыв в ее карьере произошел 7 января 1975 года, когда Котрубаш заменила в роли Мими итальянку Миреллу Френи (Mirella Freni) в Ла Скала. Замена была срочной – певице пришлось вылететь из Кента (Kent), где она тогда жила, а в театр она попала за 15 минут до того, как подняли занавес. Впрочем, оно того стоило – на следую
ее утро Иляна Котрубаш проснулась звездой международного масштаба, поскольку ее интерпретация этой партии не только понравилась избалованной превосходными певцами публике, но и получила одобрение множества критиков.
Дебют Котрубаш в нью-йоркской Метрополитен-Опера состоялся 23 марта 1977 года, и это снова была Мими (в постановке также участвовали Хосе Каррерас (José Carreras) и Рената Скотто (Renata Scotto)). Она вернулась в МЕТ в роли Джильды в телевизионной постановке 'Риголетто' в ноя
ре 1977 года и Виолетты, тоже в телевизионной версии, в марте 1981 – на этот раз ее партнером по сцене стал Пласидо Доминго (Placido Domingo). Позже Иляна спела в МЕТ еще три партии: Илию в моцартовском 'Идоменее' на премьере этой оперы, Татьяну Ларину и Микаэлу в 'Кармен'.
Котрубаш известна также тем, что проявляет большую требовательность к режиссерам и своим коллегам по сцене. Случалось так, что она уходила из постановки, когда расходилась во мнениях с режиссером, как, например, в Вене в 1
73, оставив на произвол судьбы 'Евгения Онегина', и в МЕТ в 1980 – тогда пострадала постановка 'Дона Паскуале'.
В 1990 году Иляна Котрубаш оставила исполнительскую деятельность, но свободного времени у нее не прибавилось – румынская певица проводит мастер-классы по всему миру и выступает в качестве наставника нескольких многообещающих молодых артистов, включая румынское сопрано Анджелу Георгиу (Angela Gheorghiu).
С 1972 года Иляна замужем за музыкантом Манфредом Рамином (Manfred Ramin).