Участник Великой Отечественной войны. Сражался в составе 237-го истребительного авиационного полка.
Родился в 1922 году в селе Александровское Миндагаринского района Кустанайской области. Участник Великой Отечественной войны. Сражался в составе 237-го истребительного авиационного полка. 14 Сентября 1942 года на подступах к Сталинграду Лейтенант И. М. Чумбарёв таранным ударом уничтожил вражеский самолёт - корректировщик FW-189. Сам произвёл посадку на повреждённом самолёте. За этот бой награждён орденом Красного Знамени.
После войны продолжал служить в ВВС. Умер 26 Июня 1957 года.
* * *
...Тревога ! И вот наша четвёрка в воздухе. Возглавить её поручено мне. Задача не новая - прикрыть участок фронта и уничтожить вражеский самолёт, корректирующий артиллерийский огонь. В группа одни сержанты. Ведущий первой пары - я, второй - Илья Чумбарёв.
При подходе к намеченному району нас встречают 4 Ме-109. Они пытаются навязать нам воздушный бой. Что ж, принимаем ! Но только мы начали атаку, как "Мессеры" почему - то ушли. Неужели трусят ? Пожалуй, нет. Они стремятся увлечь нас в сторону от заданного маршрута.
Над облаками, над нашей территорией кружит FW-189. Видимо, он уже корректирует артиллерийский огонь. Не многим лётчикам удавалось сбивать "Рамы". Увертлива она до необычайности. Два фюзеляжа со сквозным хвостовым оперением и два мотора позволяли "старшине фронта" виражить, что называется, на одном колесе.
С ходу, не обращая внимания на вражеские истребители прикрытия, идём в атаку. Корректировщик немедленно входит в крутой вираж. Никак не удается "вцепиться" ему в хвост. Ещё атака. "Фокке - Вульф" появляется в прицеле буквально на секунду. Нажимаю кнопку. Очередь успевает зацепить хвостовое оперение. Корректировщик скрывается в облаках, а на нас наседают "Мессеры". Они показываются то сверху, то слева, то справа и увертываются от наших атак.
Неожиданно в стороне появляется новый самолёт FW-189 под прикрытием группы истребителей. Я принял его за удравшего корректировщика.
Как по уговору, вся наша четвёрка берет курс на новую вражескую группу. Илья Чумбарёв со своим ведомым устремляется в атаку на "Фокке - Вульфа", я иду на ведущего "Мессера" в лоб. Сближаемся. Немец не сворачивает. Открываю огонь. Противник ныряет вниз, разматывая за собой длинную пряжу дыма. Подбит ? Оглядываюсь. Мой ведомый почти в упор расстреливает повреждённый мною истребитель, а ко мне в хвост пристраивается другой Ме-109.
Каскадом полувертикальных фигур ухожу от него и спешу к Чумбарёву. После неудачной атаки Илью взяли в клещи два "Мессера", а вторая пара напала на его ведомого. Блестящим маневром Чумбарёв вырывается и снова атакует "Фокке - Вульф". Мы выручаем его ведомого.
Илья удачно заходит огрызающемуся врагу в хвост. От "Яка" тянется огненная трасса и прошивает фюзеляж FW-189. Ответный огонь прекращается. "Фокке - Вульф" уже не маневрирует, он лишь пытается уйти по прямой. Чумбарёв буквально висит у него на хвосте. Илье можно расстреливать врага в упор. Вот сейчас вырвется смертоносная трасса и FW-189 будет уничтожен.
Секунда, вторая. Но трассы нет. Значит, ящики боеприпасов пусты. Об этом догадались и мы и немцы. Справа на самолёт Ильи ринулась пара "Мессеров". Иду им наперерез, а мой ведомый разворачивается и устремляется ведущему Ме-109 в лоб. "Як" Ильи прибавил скорость. От его винта до хвостового оперения "Фокке - Вульфа" остаётся не более 5 метров. Что задумал Чумбарёв ? Неужели таран ?
"Як" подходит к вражескому самолёту вплотную и неожиданно взмывает вверх. Брызжут обломки. FW-189 будто получил хорошего пинка. Он клюёт носом и падает. Видно, как выбрасываются на парашютах лётчики. А Чумбарёв выходит из горки правым разворотом со снижением и начинает планировать. Его пытается атаковать один из истребителей противника, но мы в этот момент не дали бы в обиду безоружного товарища даже целой армаде "Мессеров". Немец, встретив мощный огонь, тотчас сворачивает с курса и убирается восвояси. Исчезают и остальные вражеские самолёты. Видимо, у них кончается горючее.
"Як" сержанта Чумбарёва выпускает шасси и успешно приземляется. Илья вылезает из самолёта и машет нам рукой: всё в порядке ! Делаем над ним почётный круг и спешим на свой аэродром. Горючего - то у нас тоже не на век запасено...
Едва успев прибыть в полк, сержант Чумбарёв оказался в объятиях Е. Мельникова.
- Соколик ! Молодчина ! - радостно тискал его Майор. - Пехотинцы восхищены. Передаю спасибо.
Спустя несколько минут Илью поздравлял сам командир дивизии Полковник А. Утин.
- Герой ! - хвалил он лётчика за самоотверженный подвиг. - Евгений Петрович, представляй парня к награде.
Как потом выяснилось, сбитый Чумбарёвым "Фокке - Вульф" выполнял функцию разведчика. Он возвращался с нашей территории после выполнения задания. За уничтожение такого ценного вражеского лазутчика Илья был награждён орденом Красного Знамени. Ему присвоили внеочередное звание "Лейтенант".
Это был первый таран в битве над Волгой. Причём Илья осуществил его с удивительным хладнокровием, расчётливостью и мастерством. На "Яковлеве" Чумбарёва лишь сменили винт, и самолёт был готов к новым боям...