Игорь Нефедов производил впечатление счастливого человека. Он был абсолютным антиподом большинству своих сверстников, основной "мотор жизни" которых — успех. А у него был "мотор радости и счастья". Он и актером-то стал, и искусством занимался лишь потому, что в так можно быть счастливее, чем в жизни.
Игорь Нефедов родился 28 марта 1960 в Саратове, в актерской семье. Еще в детстве мальчик твердо решил, что пойдет по стопам отца, несмотря на то, что актерская карьера Нефедова - старшего не сложилась, хотя в молодости отца преподаватели и признавали ярчайшим самородком среди однокурсников. Кстати, он учился на одном курсе с Олегом Табаковым, который спустя годы стал ключевой фигурой в судьбе его сына. Нефедов – младший познакомился с Олегом Павловичем уже в 13 лет. Тогда он попал в первый набор студии — прародительницы знаменитой "Табакерки”.
Затем, благодаря поддержке, опять таки, Табакова, Игорь Нефедов прошел творческий конкурс в ГИТИС, где его считали самым перспективным студентом. Блестяще окончив курс, все того же Табакова, Игорь Нефедов устроился на работу в Центральный детский театр. Там он прослужил несколько лет и, как только Олег Табаков открыл театр-студию, актер перешел к нему.
Для Игоря Нефедова Олег Табаков был вторым отцом. Он любил его, словно родного сына. А первая жена Олега Табакова даже кормила мальчика грудным молоком, когда тот родился. Табаков относился к актеру, как к балованному ребенку. Игорь Нефедов мог спокойно пропустить репетицию или опоздать на час. Он постоянно врал, закатывал скандалы, даже срывал спектакли, но Табаков на все закрывал глаза.
Чашу терпения Олега Табакова переполнило увлечение артиста выпивкой. Модной на тот момент “Табакерке” нужны были актеры-победители, счастливчики, звезды. И, конечно же, проблемный, пьющий Игорь Нефедов не вписывался в общую благостную картину.
В своем театре Табаков всегда жил по капиталистическим законам. За малейшую провинность он своих актеров наказывал деньгами. Табаков снял у Игоря Нефедова весь гонорар, не выплачивал ему зарплату больше четырех месяцев, и Игорь Нефедов, в конце концов, ушел от своего "крестного отца", бросил "Табакерку".
Знакомые по киношному цеху считали Игоря Нефедова баловнем судьбы. Когда – то Олег Табаков, во время простоя на съемках “Обломова”, подкинул Никите Михалкову идею снять пьесу Володина “Пять вечеров”. И сам “вложился в этот проект” двумя учениками – так дебютировали восемнадцатилетний Игорь Нефедов и начинавшая свою карьеру в кино Лариса Кузнецова. Так будучи студентом, Игорь Нефедов успешно снялся у Михалкова в роли красавчика Славы со Станиславом Любшиным и Людмилой Гурченко.
Затем была главная роль Владимира Беликова в критическом, жестком, но в тоже время чес
тном фильме Миндадзе и Абдрашитова "Охота на лис". Тогда молодой, не примелькавшийся еще актер Игорь Нефедов психологически был "разгримирован" режиссерами под реальных ребят из парков, пивных и подворотен. Нефедовский герой выступил в защиту духовных прав и свобод. И в этом смысле актер блестяще создал выстраданный народный образ.
В мелодраму “Наследница по прямой” на роль Володи режиссер Сергей Соловьев Игоря Нефедова взял без проб. Актер тогда был очень курчавый, и чем-то действительно смахивал на Пушкина. Но роль, по тем советским временам отрицательная: прагматический счет заменяет живое романтическое ощущение жизни. Но Игорь Нефедов все же умудрился внести в свою игру некий пушкинский дух, который затем и воцарился над всей картиной.
На рубеже 1980-х годов с экрана Игорь Нефедов производил совершенно ошеломляющее впечатление. Его герои на фоне общего инфантилизма и культа "типичных представителей" стали кумирами молодого поколения, "лицами" молодежного бунта. Нефедовские юноши, он не играл “недоросших мужчин”, поражали взрослостью и ярко выраженной индивидуальностью.
У нефедовских героев было абсолютно равное право с его партнерами из другого поколения, и те, что самое главное, это право признавали. Таким был Славик, друг Марины из трагикомедии "Прохиндиада, или Бег на месте". И Гоша в мелодраме Радиона Нахапетова "Зонтик для новобрачных". И инспектор, капитан милиции Вадим Пительников в психологическом поединке следователя и молодой авантюристки, блестяще сыгранную Александрой Захаровой, в "Криминальном таланте" у Сергея Ашкенази. Имя 25-летнего юноши занесли в Советскую энциклопедию кино.
Но на этом кинокарьера Игоря Нефедова, к сожалению, и закончилась. Он повзрослел, и о нем все забыли. Режиссерам стал не нужен нефедовский образ. А он не понимал, почему же? Не стесняясь, актер названивал Михалкову, Интересовался, почему тот его не приглашает. Никита Сергеевич тогда вежливо отшучивался: “Подожди немного, нет подходящего сценария для тебя.…Пока…”. Также убеждали актера и Абдрашитов, и Нахапетов: “Все будет. Ты талантливый. Надо только немного подождать”. А он не понимал, чего ждать, и сколько надо ждать? А всем этим режиссерам тогда просто нужен был совсем другой Игорь Нефедов: милый, обаятельный и главное — молодой. А актер с возрастом сильно изменился, нестандартная внешность сыграла с ним злую шутку. И советскому кинематографу не потребовался больше такой образ.
Какое-то время актеру продолжали еще позванивать с “Мосфильма” — предлагали главные роли. Он отказывался. Снявшись в 18-летнем возрасте у монстров советского кинематографа, Нефедов никак не хотел опускаться ниже этой планки.
Правда, позже Нефедов все же поступился своими принципами, сыграл несколько ролей. В социальной драме "Авария, дочь мента" актер исполнил роль негодяя - парня из белой "пятёрки". Но тут была веская причина: ему очень хотелось научиться водить машину. А в картине как раз ему предоставили такую возможность. И еще создал парочку незаметных образов второго плана - в мелодраме "Светик" и в детективе "Убийство на Ждановской".
Игорь Нефедов производил впечатление счастливого человека. Он был абсолютным антиподом большинству своих сверстников, основной "мотор жизни" которых — успех. А у него был "мотор радости и счастья". Он и актером-то стал, и искусством занимался лишь потому, что в так можно быть счастливее, чем в жизни.
А в жизни не на сцене актер достаточно часто и долго пребывал в депрессивном состоянии, его настроение давило на близких и окружающих. Он неоднократно собирался покончить жизнь самоубийством, но в это никто не верил. Хотя, однажды когда от него ушла первая жена, он попытался свести счеты с жизнью. Тогда Андрей Смоляков успел его вытащить. Когда Нефедов был в двух шагах от смерти, он слышал "светлую полифоническую мелодию". "Это был Бах", — сладостно вспоминал актер. И самое страшное, что ему понравилось это состояние и с тех пор мысль о смерти стала для него навязчивой.
1 декабря 1993 года Игорь Нефедов отыграл свой последний спектакль “Ревизор”. Все, кто видел Нефедова в тот день на сцене, говорят, что он играл потрясающе. Это была его лучшая работа за последнее время. Рано утром 2 декабря 1993 года Нефедов повесился на лестничной клетке собственного дома.
Игорь Нефедов не успел стать знаменитым настолько, чтобы его все помнили и сегодня, хотя сделал для этого намного больше, чем от него ждали. Нефедова похоронили на Котляковском кладбище. Вопреки всем канонам актера отпевали в церкви. Об этом договорился Олег Табаков.
1979 Пять вечеров
1980 Охота на лис
1982 Наследница по прямой
1983 Серафим Полубес и другие жители Земли
1984 Прохиндиада, или Бег на месте
1986 Зонтик для новобрачных
1987 Нужные люди
1988 Криминальный талант
1989 В городе Сочи темные ночи
1989 Авария - дочь мента
1989 Светик
1992 Убийство на Ждановской