21 января Игорь Александрович Моисеев, патриарх российской хореографии, отметит 100-летие. В этот день начнется серия концертов его любимого детища - Государственного академического ансамбля народного танца, который постарается представить хореографическую биографию мастера. Однако, сколь бы разнообразными ни были эти программы, вряд ли в них уместится все, что Игорь Александрович успел сделать в течение своей творческой жизни.
Танцу будущий хореограф начал учиться почти случайно: отец-юрист отдал его в студию бывшей балерины Большого театра Веры Мосоловой только для того, чтобы отвлечь от улицы. Но подросток стал делать такие успехи, что Мосолова привела его в хореографическую школу при Большом театре и Моисеева взял в свой класс сам Александр Горский, главный балетмейстер театра.
Зачисленный в труппу Большого, Моисеев увлекся новаторскими опытами балетмейстера Касьяна Голейзовского, создавшего непривычный пластический язык и ошеломившего всех конструктивистской постановкой балета "Легенда об Иосифе". Моисеев исполнял в этом спектакле главную роль Иосифа во втором составе. Верность идеям Голейзовского стоила Моисееву балетной карьеры. После смерти Горского Моисеев фактически возглавил группу молодежи, выступившей против назначения руководителем балета знаменитого танцовщика Василия Тихомирова и требовавшей разделить власть между ним и Голейзовским. Бунтовщиков сначала уволили из театра, потом восстановили, но о перспективах в Большом уже не могло быть и речи.
Тогда Моисеев принялся осваивать амплуа постановщика, успешно проявил себя в этом качестве в студии известного театрального режиссера Рубена Симонова, и ему начали доверять постановки и в Большом театре. В 1927 году в Большом театре Моисеев поставил балет "Красный мак", в 1932 году - оперу "Саламбо" по роману Флобера, в 1935-м - балет "Три толстяка" по сказке Олеши.
Вместе с тем он искал постоянную работу и увлеченно изучал народные танцы - объездил весь Памир, Белоруссию, Украину, Кавказ, собирая образы танцевального фольклора. В 1936 году он был назначен заведующим хореографической частью только что созданного Театра народного творчества и вскоре осуществил постановку I Всесоюзного фестиваля народного танца. Успех этих начинаний и подготовил почву для создания первого в стране профессионального ансамбля народного танца. Первая репетиция дебютной программы ансамбля ("Танцы народов СССР") состоялась 10 февраля 1937 года. С тех пор на протяжении 65 лет Игорь Александрович является бессменным художественным руководителем Государственного академического ансамбля народного танца.
Была в творческой биографии Моисеева и еще одна яркая глава – постановки физкультурных парадов на Красной площади. Первый опыт состоялся в 1936 году, когда Моисеев поставил семиминутное выступление для спортсменов Малаховского физкультурного техникума имени Антипова. Участники выбегали на площадь, за считанные секунды выстраивались и в том же темпе делали упражнения. Выступление имело колоссальный успех, и техникум наградили. С тех пор у Моисеева не было отбоя от заказчиков самого высокого уровня. Его постановки нравились самому Сталину, который на одном из приемов познакомился с Моисеевым и спросил его: «Как дела?» Моисеев не растерялся и пожаловался, что у ансамбля нет помещения. На другой день Моисееву предложили выбрать любое место в городе, и он указал на разрушенное здание театра имени Мейерхольда (то самое, где ныне находится Концертный зал имени Чайковского). Через три месяца оно было восстановлено.
Во время войны Ансамбль народного танца под руководством Моисеева гастролировал по Сибири, Забайкалью, Дальнему Востоку, Монголии. Моисеев поставил несколько номеров в самодеятельном ансамбле Тихоокеанского флота, а также "Большую флотскую сюиту" и "Русскую сюиту", которые до сих пор держатся в репертуаре ансамбля. На концертах ансамбль собрал около полутора миллионов рублей. На эти деньги построили танк - "ГАНТ СССР" (Государственный ансамбль народного танца СССР).
В 1943 году по возвращении в Москву Моисееву разрешили создать первую в стране профессиональную школу народного танца. С тех пор ее выпускники пополняют не только труппу самого ансамбля, но и все ведущие коллективы России.
Пик популярности и всемирное признание творчества Ансамбля народного танца пришлись на послевоенные годы. Танцовщики Игоря Моисеева были первыми советскими артистами, представлявшими СССР за рубежом: в Финляндии (1945), Китае (1954), Франции (1955), на Ближнем Востоке (Ливан, Египет, Сирия, 1956), в США (1958), странах Южной Америки (1963), Индии (1974). Сам хореограф шутит, что из его жизни легче составить путеводитель, чем биографию. Ансамбль неоднократно побывал более чем в шестидесяти странах мира.
Сегодня в репертуаре ансамбля несколько сотен народных танцев. Но главное - Моисеев создал не музей танцевального фольклора, а новый зрелищный жанр: театр народного танца. Его программы – это мини-спектакли, лучшие из которых - «Мир и дружба" (1953), "В гостях и дома" (1983), "Половецкие пляски" на музыку Бородина (1971), "На катке" на музыку Штрауса (1980), "Ночь на Лысой горе" на музыку Мусоргского (1983), "Таверна" (1986), греческая сюита на музыку Теодоракиса (1991) и другие - стали классикой жанра, давая фору многим современным танцевальным шоу.
Награды героя
Игорю Александровичу Моисееву присвоены звания Народного артиста СССР (1953), Народного артиста РСФСР (1944), Народного артиста Молдавской ССР (1950), Народного артиста Киргизской ССР (1976), Народного артиста Бурятской ССР (1940), Заслуженного артиста РСФСР (1942). В 1976 году ему присвоено звание Героя Социалистического труда. Он лауреат Ленинской премии (1967), лауреат Государственных премий СССР и России (1942, 1947, 1952, 1985, 1996). Моисеев награжден тремя орденами Ленина (1958, 1976, 1986), орденом Октябрьской революции (1981), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1940, 1966), орденами Дружбы народов и "Знак Почета" (1937), российским орденом "За заслуги перед Отечеством" II и III степени (1996, 2001).
Моисеев - кавалер болгарского ордена "Святого Александра с короной" (1945), румынского ордена "Офицера культуры" (1945), польского ордена "Полония Реститула" (1946), Югославского ордена "Братство и Единство" (1946), Монгольского ордена "Полярной Звезды" (1947), венгерского ордена "Офицера культуры" I степени (1954), ливанского ордена "Золотой Кедр" (1956), венгерского ордена "Офицера культуры" II степени (1960), монгольского ордена Сухэ-Батора (1976), чехословацкого ордена "Белого Льва" (1980), венгерского ордена "Офицера культуры" (1989), Командорского Креста ордена заслуги Республики Польша (1996). Игорь Моисеев - командор венгерского ордена (1997), командор испанского ордена "За гражданские заслуги" (орден вручен королем Испании Хуаном Карлосом II в мае 1997 года).
И.А. Моисеев удостоен американской премии "Оскар" в области танца (1961, 1974), американской премии журнала Dance Magazine в области танца; ему присвоены звания Почетного члена Народного собрания Франции и члена Французской академии музыки и танца (1955), доктора наук Международной академии наук Сан-Марино.