В 1954 году он окончил факультет журналистики Ленинградского государственного университета, затем работал на Ленинградском телевидении. В 1967 году Игорь Масленников окончил Высшие режиссерские курсы при киностудии "Ленфильме". В кино режиссер дебютировал фильмом "Личная жизнь Кузяева Валентина". Огромную известность Игорю Масленникову принесли телевизионные фильмы "Приключения Шерлока Холмса" и "Зимняя вишня".
Отец «Шерлока Холмса» и «Зимней вишни» 25 августа представит новую работу. В картине «Русские деньги» по «Волкам и овцам» Островского Игорь Масленников снял Аллу Демидову, Лидию Вележеву, Алексея Гуськова, Юрия Гальцева, Оскара Кучеру.
– Островским я интересовался давно, – признался Игорь Федорович. – Писавший о капитализации страны после отмены крепостного права, он в последнее время стал поразительно злободневным. В советское время мы не понимали, о каких акциях, закладных, векселях, банкротствах говорил Островский. Теперь повседневно сталкиваемся с этими проблемами. И дело не в том, что мы понимаем эти слова, а в том, что удивительным образом сохранившиеся русские типы сегодня ведут себя так же, как 150 лет назад.
– Почему именно «Волки и овцы»?
– Первоначально я предполагал снимать «Без вины виноватых» с Ириной Мирошниченко в роли Кручининой. Но тогда мы не нашли денег, время было упущено... Потом предлагал нескольким телеканалам сделать сериал «Русские деньги» на базе пьес Островского. Был подробный сценарный план, но ни один канал не проявил к проекту ни малейшего интереса. Хотя все театры накинулись сейчас на Островского: в одной Москве его пьесы идут в 18 театрах. Но телеэкран на это не реагирует.
– Странно, ведь к классике в последнее время есть интерес.
– Никто не стреляет. Только в «Бесприданнице» пальнули раз. Да Катерина в «Грозе» утопилась. У современных телепродюсеров узкие представления о том, что нужно показывать на экране. Их мало волнует, что Островский отражает нынешнюю экономическую ситуацию. Им нужно, чтобы гнались, стреляли, убивали. Телевидение деградирует, все интересное отодвигают на ночь.
Но в свое время я подал заявку в Министерство культуры и Госкино, которые мне первый фильм – по «Волкам и овцам» – и профинансировали. Надеюсь, сделаю для кинематографа еще пару пьес Островского. Вообще-то у меня 48 его пьес. Есть где разгуляться.
Когда-то мой учитель Григорий Козинцев «сел» на Шекспира – снял «Гамлета», «Короля Лира». А я на старости лет решил подсесть на не менее великого драматурга, чем Шекспир, – на Александра нашего Островского.
– Как соединили в одном фильме таких разных актеров – от Демидовой до Гальцева и Кучеры?
– Это такая замечательная драматургия, что ни один актер не отказывался сниматься. И мне легко было собрать нужных артистов... Я давно обратил внимание на Юрия Гальцева: человек из «Аншлага» на самом деле великолепный драматический актер. Кучера на роль Аполлона подходил и типажно, и по характеру, и по возрасту. Не жалею, что его снимал.
– А Демидова?
– Ну кто же откажется от роли Мурзавецкой? Алла Сергеевна снималась у меня в «Письмах к Эльзе», «Пиковой даме», «Собаке Баскервилей».
– В «Русских деньгах», кроме названия, будут знаки нашего времени?
– Меня многие спрашивают: «Коли ты считаешь, что Островский писал про нас, почему не снимаешь так, будто все сейчас происходит?» Формотворчество – дешевый ход. Надо передать ту эпоху, то время, чтобы это было правдиво. Мы совершили экспедицию в Ивановскую область, в великолепно сохранившееся имение Щелыково. Снимали в тех комнатах и в том кабинете, где Островский и написал пьесу.
– Недавно Василий Ливанов получил за Холмса орден от британской королевы. Вы удовлетворены мировым признанием сериала?
– Очень рад, что Василий Борисович получил эту награду. В свое время была неловкая ситуация, когда всех создателей сериала о Холмсе выдвинули на Госпремию. Там были и Ливанов, и Соломин, и оператор Векслер, и композитор Дашкевич, который и на «Русских деньгах» со мной работал. Но по странному стечению обстоятельств комитет, распределяющий Госпремии, решил дать премию только мне. Если бы награда была только за Холмса, я бы отказался. Но поскольку меня наградили за вклад в развитие телекино, премию я принял.
Василий Борисович был вне себя от гнева и обиды... И я его понимаю. Поэтому могу только порадоваться, что справедливость восторжествовала и он тоже получил большую награду. Пусть и спустя столько лет.