И.Б. Дмитриев – народный артист России (1988), академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России, член Союза кинематографистов (1965), член Союза театральных деятелей России (1950), член Английского клуба, член Всемирного клуба Петербуржцев. Он награжден орденом Почета (1997).
Родился 29 мая 1927 года в Ленинграде. Отец – Борис Петрович Дмитриев (1906–1958) был профессиональным спортсменом и отдал всю жизнь яхтам. Мать – Елена Ильинична Таубер (1905–1984). Супруга – Иванова Лариса Павловна (1926–1998). Сын – Дмитриев Алексей Игоревич (1960 г. рожд.).
Одна из главных «особых примет», которые сразу и с головой «выдают» народного артиста России Игоря Дмитриева, – его голос, его речь в кино и на сцене – многозвучная, с великолепной дикцией, поистине музыкальная по богатству интонаций и оттенков. Он учился в Школе-студии МХАТа и сохранил верность заветам своих учителей, пронес сквозь все увлечения и зигзаги театральных и киномод любовь к русскому слову, благоговейное отношение и к русской сцене, и к русской драме.
Дмитриев – актер-европеец, в котором острый, насмешливый, ироничный ум сочетается, однако, со склонностью к мелодраматическим коллизиям, трагическим страстям и сентиментально-романсовым чувствам; актер-аристократ, у которого красивая внешность, благородные манеры и слегка надменная элегантность неожиданно и удачно соседствуют с тягой к эксцентрике, импровизации, гротеску, им самим спровоцированным комическим ситуациям, озорным проделкам, выдумкам и розыгрышам – и не только на сцене.
Можно говорить о театре Игоря Дмитриева, о кинематографе Игоря Дмитриева, о радиотеатре Игоря Дмитриева... Все это – «владения одного актера», населенные разноплеменной и разноречивой пестрой толпой.
Хозяйка салона, фрейлина и приближенная императрицы Марии Федоровны, известная Анна Павловна Шерер (см. начало романа «Война и мир») не могла и предположить, что один из ее потомков будет актером. Тем не менее ее сын, Адам Христианович Шерер, «согрешил» с дворовой девушкой Авдотьей Емельяновной Демиденко; родившегося мальчика взял в барский дом, а крепостная Авдотья получила «вольную». Бабушка Игоря – Александра Адольфовна, унаследовала англосаксонское происхождение Шереров и, хотя вышла замуж за русского – Петра Артамоновича Дмитриева, служившего в царской кавалерии, сохраняла традиции своего рода.
Мать Игоря Дмитриева, Елена Ильинична, окончив балетную школу в Петрограде (класс А.Я. Вагановой), танцевала на сценах России, работала в Мюзик-холле у знаменитого Касьяна Голейзовского, танцевала и на арене цирка. Здесь впервые в возрасте 4 лет Игорь увидел свою мать на манеже в аттракционе «Лошади и танцовщицы». Среди первых его детских игр был самодеятельный кукольный театр, представления которого смотрели соседи по большой коммунальной квартире. В 7–8 лет он заявил, что хочет стать актером. Дом жил только театром, премьерами, репетициями, новыми номерами. Не быть в театре значило не жить. Начались и первые концерты Игоря Дмитриева – в школьной самодеятельности, потом занятия в пионерском ансамбле песни и пляски Ленинградского Дворца пионеров.
Кинокарьера актера началась еще до войны – первой ролью был польский гимназист в картине В. Файнберга «Голос Тараса». Так что впервые Игорь Дмитриев услышал на съемочной площадке команду «Мотор!» в 12 лет.
Его семью не обошли стороной страшные 1930-е годы. Был арестован отчим Н.М. Баулин, который работал горным инженером в экспедициях «Алтайредмета». Вскоре забрали и маму. К счастью, она просидела только несколько месяцев, а отчим из лагерей не вернулся.
В годы Великой Отечественной войны вдвоем с матерью Игорь оказался в городе Молотове (ныне Пермь), куда они были эвакуированы вместе с Мариинским театром и хореографическим училищем. Жили в поселке Нижняя Курья. Там был Клуб речников, куда Игорь Дмитриев ходил с другими ребятами, читал стихи, пел, танцевал и принимал участие в концертах в военных госпиталях перед ранеными.
В 1943 году Игорь Дмитриев узнал, что при Пермском драматическом театре открывается театральная студия. Для вступительного экзамена он взял финальную сцену Арбенина и Нины из «Маскарада» Лермонтова. «Чтение мое не понравилось, – вспоминает актер, – но меня приняли». Школу он не окончил. Поселился в театре – в буквальном смысле слова: после занятий оставался на спектакли, играл в массовых сценах, потом ночевал в фойе на клеенчатом диване, поскольку жил далеко от города. Руководили студией известные режиссеры, оказавшиеся здесь в эвакуации: А.Б. Винер, И.С. Ефремов, теорию театра преподавали профессора С.С. Мокульский, С.С. Данилов, А.К. Дживилегов.
В сентябре 1944 года, получив материнское благословение и взяв овчинный тулуп и плетеную корзинку, куда сложил все свое имущество, Игорь Дмитриев отправился в Москву – поступать в театральный институт. Заявление подал сразу в четыре: в ГИТИС, ВГИК, Театрлаьные училища имени Б.Щукина и М.Щепкина... В два из четырех прошел по конкурсу. Но поступил в Школу-студию имени В.И. Немировича-Данченко при МХАТе, в класс народных артистов СССР Павла Владимировича Массальского и Сергея Капитоновича Блинникова. Курс был маленький – всего 9 студентов. Среди них – Марина Ковалева, Андрей Гончаров, Александр Михайлов, Евгений Жаров и дорогой друг, сосед по общежитию, Михаил Пуговкин.
После пермской студии, где жилось вольно, Школа-студия показалась строгой, даже суровой. Здесь во всем царили порядок и дисциплина. Ничто не прощалось – ни минутное опоздание, ни невыполненное задание, ни даже небрежность в костюме. Утром и вечером занимались в студии, а вечерами усаживались на ступеньках бельэтажа театра, которые были традиционными местами студентов. Начинающий актер имел возможность видеть в ролях лучших мастеров МХАТа. Тогда еще играли Качалов, Москвин, Книппер-Чехова; в расцвете творчества были Хмелев, Кторов, Добронравов, учителя Игоря Дмитриева – Массальский, Блинников, Кудрявцев. Это была вторая, «вечерняя школа» – школа глубокого проникновения в замысел автора и режиссера, в психологию характера, законы актерской игры, в музыку русской сценической речи. К тому же студийцев занимали в массовках спектаклей, и они оказывались рядом с мастерами. Конечно, были у Игоря Дмитриева особые привязанности. Около 20 раз он смотрел чеховских «Трех сестер» с блистательными Аллой Тарасовой, Ангелиной Степановой, Борисом Ливановым, Екатериной Еланской. Позднее, уже в Театре Комиссаржевской, Игорь Дмитриев сыграет в «Трех сестрах» Федотика...
Часто в школе-студии бывали музыканты и поэты – Святослав Рихтер, Анна Ахматова, английский драматург Пристли... Приводил их обычно В.Я. Виленкин, который тогда преподавал там стилистику и историю МХАТа.
В 1948 году Игорь Дмитриев оканчивает Школу-студию МХАТа и поступает в труппу Ленинградского драматического театра, который теперь носит имя Веры Федоровны Комиссаржевской. Первой ролью в этом театре стал матрос Гошев в пьесе П. Капицы «В открытом море». Невольно получилось так, что молодой актер как будто бы отдавал долг Клубу речников, где он впервые вышел на подмостки...
«И вот пришел в театр такой юный парень, – вспоминает актер Театра имени В.Ф. Комиссаржевской народный артист России Федор Никитин, – уж очень он был какой-то лощеный. Однако, приглядываясь к тому, как он работает, я понял, что он не теряет школу, стремится продолжать делать то, чему его учили. Смотрю: от роли к роли крепчает парень. И вижу: фантазия у него большая, он очень изобретательный, смелый актер. Учась во МХАТе, Игорь Дмитриев обнаружил родственную актерскую душу. Это был Кторов. Эти кторовская высокая культура, кторовская лощеность, кторовская глубина и легкость, необычайная легкость, – они запали в душу Игоря Борисовича и сыграли огромную роль в его актерском становлении».
В 1953 году, после 5 лет работы в театре, Игорь Дмитриев сыграл князя Ветринского в водевиле Д. Ленского «Лев Гурыч Синичкин». Здесь молодой артист окунулся в стихию веселой комедии, изящного водевиля, удовлетворил свое нетерпеливое желание петь, танцевать, импровизировать. Игорь Дмитриев внес в образ аромат иронической изысканности, насмешливого элегантного шалопайства, словно бы он не только играл известный персонаж, но и играл самим персонажем.
Если говорить о «судьбоносных ролях» Игоря Дмитриева, определивших важные повороты в его творческой биографии, то князь Ветринский, пожалуй, был первой такой ролью. Она была особо отмечена на смотре творческой молодежи Ленинграда в 1953–1954 годах. И на страницах изданной тогда же книжки «Молодые артисты Ленинграда» уже красовался портрет Игоря Дмитриева вместе с портретами Ирины Колпаковой, Нины Мамаевой, Зинаиды Шарко, Игоря Горбачева.
Так случилось, что «судьбоносная роль» знаменовала не только открытие нового актерского дарования и незаурядный успех Дмитриева – она надела на него «вериги амплуа». Так было и с первой значительной киноролью Игоря Дмитриева – Евгений Листницкий в фильме «Тихий Дон» (1957).
Почти все главные роли режиссер «Тихого Дона» Сергей Аполлинариевич Герасимов отдал актерам, либо до этого не появлявшимся на экране, либо тем, кинознакомство с которыми прошло незамеченным. Два года, проведенных на Северском Донце с великим режиссером и педагогом, были второй школой после МХАТа. С этой роли началась кинобиография Игоря Дмитриева. «Белых, сыгранных мною в кино, так много, – шутит актер, – что, наверное, хватило бы, чтобы сформировать целый офицерский батальон». Это Елисатов («Любовь Яровая»), Мордвинов («Пароль не нужен»), губернатор Медынский («Огненные дороги»), Керенский («Хождение по мукам») и одна из последних работ актера – барон Фредерикс в картине режиссера Глеба Панфилова «Романовы – венценосная семья».
В 1960 году Игорь Дмитриев получил роль князя Нехлюдова в инсценировке романа Л.Н. Толстого «Воскресение». Ставил спектакль режиссер И. Ольшвангер. Выбор актера на роль Нехлюдова никому не показался случайным. И дело было не только в том, что Дмитриев снялся в «Тихом Доне». За эти годы он и в спектаклях не раз показывал себя с неожиданной стороны. В книге «Молодые артисты Ленинграда» отмечалось, что в «Стрекозе» М. Бараташвили, играя Сандро, «актер создает типический образ тунеядца и проходимца». А Марк в спектакле «Вечно живые» В. Розова (1957) потребовал отказа от ярких, эффектных, броских, внешне выигрышных сценических красок. Через год Дмитриев играет контрастно противоположную Марку роль идеалиста-романтика Антонио в пьесе И. Микитенко «Светите, звезды». Были еще Чебаков («Женитьба Бальзаминова» А. Островского), Грацианский («Живая вода» по роману Л. Леонова), Вагин («Дети солнца» М. Горького, 1960), Якимо («Цимбелин» У. Шекспира), Робинзон («Бесприданница» А. Островского, 1963), молодой физик Тулин со всеми противоречиями его судьбы и характера в спектакле «Иду на грозу» по роману Д. Гранина (1963), Блендербленд («Миллионерша» Б. Шоу, 1964). Высоко было оценено исполнение им роли Глумова в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского (1965). «Глумов в исполнении И. Дмитриева не просто центральное лицо интриги, – отмечал известный петербургский критик С.В. Владимиров. – Он еще вездесущий, неутомимый режиссер задуманной им комедии, вдохновенный актер, готовый сыграть здесь чуть ли не все роли. Он упивается своим актерством, на наших глазах меняя одну маску за другой».
Незабываемая страница в театральной биографии Игоря Дмитриева – встреча с великой актрисой Марией Ивановной Бабановой. На сцене Театра имени Комиссаржевской они играли в пьесе Д. Барри «То, что знает каждая женщина».
В годы работы в Театре имени Комиссаржевской продолжением «театральных университетов» Игоря Дмитриева стал гостеприимный дом народного артиста СССР В.И. Честнокова. Здесь после спектаклей собирались Юрий Толубеев, Виталий Полицеймако, композитор Иван Дзержинский, режиссеры Владимир Кожич и Рафаил Суслович, художники Натан Альтман и Александр Тышлер. Далеко за полночь читались стихи, иногда сам хозяин дома брал томик Грибоедова, и они с Полицеймако читали сцены Чацкого и Фамусова. Всегда был ужин, и всегда скромный: на красивой посуде подавались винегрет, студень, пирог с капустой и чай... Никто не хвастался – «а я купил», «а я достал». Это было братство по-настоящему интеллигентных людей; здесь царили духовность и преданность искусству.
В 1968 году режиссер Р. Суслович начал ставить «Гамлета»... Роль Клавдия поручили Игорю Дмитриеву. Гамлета репетировал Владимир Иванович Честноков. Внутритеатральный конфликт помешал осуществлению этого замысла. Честноков, а затем и Дмитриев оставили театр.
Иногда Игорь Борисович находил замену театру, снимаясь в телепостановках или записываясь в радиоспектаклях. Так, вместе с режиссером Рафаилом Сусловичем и композитором Дмитрием Толстым он подготовил моноспектакль «Маскарад» по драме М.Ю. Лермонтова, в котором играл все роли: Арбенин, Нина, Казарин, баронесса Штраль... В 1970-х годах весь его «монотеатр» умещался в плоском чемоданчике, который тогда пижонски назывался «атташе-кейсом». Спектакль прошел более 60 раз во многих театрах страны.
Тем временем Игорем Дмитриевым безраздельно завладело кино. В послужном списке актера значится более 120 картин. Ему довелось работать с выдающимися кинорежиссерами Григорием Козинцевым, Александром Ивановым, Виктором Трегубовичем, Яном Фридом, Леонидом Быковым, Владимиром Фетиным, Геннадием Полокой, Эмилем Лотяну... Снимаясь порой на трех киностудиях страны одновременно и летая из Москвы в Минск, а оттуда в Ташкент, в перерывах он еще успевал принять участие в гала-концерте Студии киноактера, приступить к репетициям на Ленинградском телевидении, записать передачу на радио, дать шефский концерт, побывать на творческой встрече.
К счастью, мне довелось много снимать Игоря Дмитриева, – вспоминает режиссер Ян Фрид. – И ряд фильмов вы, быть может, помните: “Зеленая карета”, “Прощание с Петербургом”, “Собака на сене”, “Летучая мышь”, “Сильва”... Во всех этих фильмах снимался Игорь Дмитриев, и во всех был абсолютно разный. Разный не потому, что он менял парики и костюмы. Разный он был по своей внутренней сущности, по умению освоить совершенно разные жанры В Дюре он показал себя великолепным водевильным артистом. Великого князя Константина в картине “Прощание с Петербургом” он увидел как бы со стороны и сумел не только обнаружить его ханжество, но и подчеркнуть его влюбленность в музыку. По сценарию великий князь очень плохо играет на виолончели, но хочет доказать всем, что он это умеет. Так вот, Игорь Дмитриев недели три занимался виолончелью, для того чтобы “играть” на ней не хуже великого князя. Очень типично для него: он ничего не позволяет себе делать вполсилы!»
Часто имя режиссера или партнера по съемкам для Игоря Дмитриева значили так же много, как и качество сценария. Иногда он соглашался сниматься не столько из-за самой роли, сколько из-за предвкушения радости от общения со своими собратьями по творческому цеху – актерами. С партнерами ему посчастливилось. Везение началось с «Тихого Дона»: Элина Быстрицкая, Петр Глебов, Зинаида Кириенко, Людмила Хитяева, Михаил Глузский. В «Залпе “Авроры”» он снимался с Павлом Луспекаевым, в «Даурии» – с Ефимом Копеляном, в «Доверии» партнерами были Михаил Ульянов и Кирилл Лавров, в «Гамлете» – Иннокентий Смоктуновский и Вадим Медведев, в «Собаке на сене» – с Маргаритой Тереховой, четыре фильма с Олегом Далем, в том числе «Приключения принца Флоризеля»... В пестром, контрастном потоке персонажей, воплощенных И.Б. Дмитриевым на экране, были министры, князья, генералы, губернаторы, были ученые, сыщики, учителя, наездники, врачи – кого только не было! Характеры большей частью комедийные, иногда откровенно гротескные, изредка драматические, еще реже трагические.
Помимо отечественных актер много работал на киностудиях Венгрии, Польши, ГДР, США, Марокко, Алжира. И здесь повезло с партнерами – Элизабет Тейлор, Ава Гарднер, Имре Шимкович, Беата Тышкевич, Уго Тоньяцци...
Уже 40 лет голос Игоря Дмитриева звучит на Петербургском радио. Дом радио дал возможность актеру переиграть такое изобилие ролей, о котором нельзя и мечтать на театральных подмостках. В «Станционном смотрителе» Пушкина или «Портрете» Гоголя, например, Дмитриев сыграл буквально все роли. Так же, как и в «Скверном анекдоте» Достоевского, и в «Кентервильском привидении» Уайльда. За эти годы были получены тысячи писем, в которых слушатели высоко оценили его как ведущего передач и чтеца. Без него не приобрела бы такую популярность музыкально-литературная программа Льва Мархасева «В легком жанре», которая шла в эфире более 17 лет.
Игорь Дмитриев – автор около 30 телепрограмм из цикла «У Игоря Д...» на телевидении Санкт-Петербурга. Этот цикл был удостоен Гран-при «Золотой конек» на международном фестивале «Бархатный сезон».
В 1984 году Игорь Дмитриев вновь обрел театр, по которому тосковал 17 лет. Тогда главный режиссер Ленинградского академического театра комедии имени Н.П. Акимова Юрий Аксенов, пригласив Дмитриева и дав ему пьесу С. Михалкова «Все могут короли», закрыл его в кабинете. Через два часа артист вышел и без страха согласился играть бенефисную роль Чинзанова. Так началась его «вторая молодость» в театре. «Никогда раньше мне не приходилось слышать или читать о такой парадоксальной истории, которая произошла с Игорем Борисовичем, – рассказывает режиссер Юрий Аксенов. – Актера в чем-то можно уподобить спортсмену. Спортсмен, выбывший из большого спорта на три года, уже обречен в него не возвращаться. А вот возвращение в большой спорт через столько лет – это уже фантастика или чудо. Вот такое чудо совершил Игорь Дмитриев». Критика отметила, что артист, сыграв роль Чинзанова, продемонстрировал зрелое мастерство, превосходную актерскую технику, блистательное искусство перевоплощения, бурную, неукротимую молодую сценическую энергию. Возвращение Игоря Борисовича на театральную сцену стало заметным событием культурной жизни Ленинграда 1984 года.
Затем он сыграл роль Дирижера («День победы среди войны» И. Гаручавы и П. Хотяновского, 1985), с удовольствием вернулся к А. Островскому (роль Телятева в «Бешеных деньгах», 1986), клоуна Фредди (комедия Р. Тома «Фредди», 1992), более 100 раз прошел на сцене театра спектакль «Ночь в Венеции», где артист играет незадачливого инспектора Марио.
В 2000 году у Игоря Борисовича был необычный юбилей – 50 лет на сцене. Для бенефиса была выбрана пьеса «Милый лжец» Д. Килти и Б. Шоу. Режиссер Юрий Аксенов предложил актеру сыграть Бернарда Шоу. 9 сентября на сцене Санкт-Петербургского государственного академического театра комедии имени Н.П. Акимова состоялась премьера спектакля. Был восторженный прием. Зал переполнен, поздравления, цветы и самое главное – объяснение в любви благодарного петербургского зрителя. Партнершей юбиляра была изумительная актриса – заслуженная артистка России Эра Зиганшина.
В настоящее время актер сотрудничает с санкт-петербургским театром «Русская антреприза» имени А. Миронова и играет в спектакле «Таланты и поклонники» в Большом драматическом театре имени Г. Товстоногова.
И еще об одной грани таланта артиста. Игорь Дмитриев воскресил жанр мелодекламации и, сумев достичь подлинной гармонии звука и слова, является ныне единственным российским актером, владеющим этим искусством. Актер увидел в забытом жанре еще одну особенность – импровизационное начало. Музыка, воздействуя на исполнителя, пробуждает его эмоции, сферу его чувств и делает это в каждом исполнении по-новому, позволяя артисту импровизировать, давать каждый раз новую интонационную окраску исполняемому произведению. «Музыка не только не мешает разнообразию декламационной передачи, а, наоборот, дополняет ее, выявляет ее рельефность». народный артист России Игорь Дмитриев блестяще доказывает правоту этих слов, гастролируя по России, выступая в Вашингтоне и в Гамбурге.
Как 10, 20 или 30 лет назад, по-прежнему вокруг него раздаются взрывы хохота – и на съемочной площадке, и в репетиционной комнате. Жизнерадостности и вкусу к работе он может поучить и молодых. Это ему писал известный актер и режиссер Леонид Быков: «А Вам спасибо за аппетит в работе, за того черта, который сидит в Вас, за кураж, за одержимость, за умение спать в сутки два-три часа в самолете, за вашу заразительность в работе и жизнелюбие! За снайперское умение ходить по лезвию жанра – это редчайший дар».
И.Б. Дмитриев – народный артист России (1988), академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России, член Союза кинематографистов (1965), член Союза театральных деятелей России (1950), член Английского клуба, член Всемирного клуба Петербуржцев. Он награжден орденом Почета (1997).
Живет и работает в Санкт-Петербурге.