Брат апостола и евангелиста Матфея, бывшего прежде мытарем. Был призван Самим Господом в число 12 апостолов и вместе с прочими был послан на проповедь.
Иаков Зеведеев (Старший, Воанергес) (44). Галилейский рыбак, старший брат апостола Иоанна. Господь Иисус выбрал его вместе с его братом, - но именно выбрал, определив ему совершенно особое место в Церкви Своей, а не так, "заодно" с Иоанном Богословом. Толпу последователей Господь превратил в орга-низм, единство которого достигалось разной любовью Христа к каждому. Семьдесят учеников были выделены им из многотысяч-ных толп, двенадцать собраны в ближайший круг последователей, троих - Петра, Иакова и Иоанна - Иисус брал с Собою всюду: когда воскрешал, когда преображался, когда молился в Гефси-манском саду. Эти трое - одинаково энергичны, напористы (Иако-ва с Иоанном Спаситель прозвал даже "Воанергес" - "сыны грома" или, как мы сказали бы сегодня, "молнии" - "энергии"; созвучие здесь случайное, на еврейском прозвание звучало как "Бнерегеш"). Господь не корил их за неуемность даже, когда Иаков с Иоанном накануне Голгофы спорили между собой, кто сядет ближе к Богу в Царстве Небесном. Он каждому дал самое-самое: Петр стал олицетворением Власти, Иоанн - Любви, а Иаков - самого Евангелия, ибо он первым из апостолов был казнен за проповедь Воскресения по приказанию царя Ирода Агриппы. В конце 7 в. на Ближнем Востоке возникло предание о том, что Иаков проповедовал Евангелие в Испании, но сами испанцы тогда этому не верили и св. Иулиан Толедский решительно отвергал эту легенду. Однако, ок. 830 г. в Испании все же было зафиксировано предание, согласно которому останки Иакова из Иерусалима были перенесены в эту страну, сперва в Галисию, в городок Эль Падрон (при римлянах Ириа Флавия), а затем в Компостела ("Холм Звезды"). Об открытии мощей еп. Теодомиро (ум. 847) с радостью сообщил астурийскому королю Альфонсу II, который поспешил совершить к гробнице "апостола" паломничество. Первый паломник из-за пределов Испании появился в Компостеле в середине Х в., это был еп. Годескал из Лепюи, но действительно массовое паломничество иностранцев началось в XI веке. Тогда король Альфонс VI даже ввёл налог на паломников.
В позднее средневековье Компостела стала одним из самых популярных в Западной Европе мест паломничества, и еще в 1884 г. папа Лев XIII в специальной булле подтверждал, что мощи подлинные. Но даже если они подлинные, апостол в Испании не бывал. Греческие "акты", описывающие проповедь и казнь Иакова, подложны и составлены не ранее 8 в. Ebersolt J. Les Actes de St Jacqes. 1902; Butler, 25.7; Kendrick, T., St. James in Spain. London, 1960. 2004 год в Европе был провозглашен годом апостола Иакова (не только его) - точнее, годом воспоминаний о том, как паломничества в Компостелу вырывали людей из изоляции, создавали небывалую дотоле традицию узнавания нового, открытия других культур и стран. Дороги, по которым со всех концов Западной Европы люди стекались в Компостелу, стали первой "сетью" европейской - не отдельных стран, а Европы в целом - культуры. Память 25 июля, 30 апреля/13 мая. Вместе с 12 апостолами ему празднуется 30 июня/13 июля.