Цзычен жил в конце правления династии Мин. Современные исследования предполагают, что он мог быть родом из округа Хинду, г. Чэнду, провинция Сычуань (Xindu District; Chengdu, Sichuan Province).
Цзычен написал такие произведения, как 'Вкус корней' ('Циньянь'/'Caigentan') (ок. 1590), сборник афоризмов эклектического характера, в котором сочетаются элементы трех учений – конфуцианства, даосизма и чань-буддизма. Смесь этих трех учений говорит о веротерпимости автора.
Другое его произведение, 'Xianfo qizong' ('Замечательные следы трансцендентов и Будды', 1602) - это легенды о даосских и буддийских мастерах. Он также написал несколько менее объемных трудов, которые сохранились до нашего времени. Цзычен освещал в своих произведениях жизнь даосов, мистических и полулегендарных философов, патриархов индийского буддизма, а также затрагивал темы бессмертия, его достижения и рассуждал о тайнах вечности.
Вообще, Цзычен – исторически загадочная фигура. В словаре 'Goodrich and Fang' о философе написано: 'Ничего не известно о его жизни и карьере'. Известно лишь, что он был современником Ю Концяня (Yu Kongqian); оба они процветали в период правления китайского императора Ваньли (Wanli) (1572-1620). Предисловие этого современника Цзычена к книге 'Caigentan' совсем немного рассказывает о ранней жизни Хуна Цзычена.
Концянь пишет: 'Однажды мой друг Хун Цзычен появился со своей (книгой) 'Циньянь', для которой попросил написать меня предисловие… То, что он использовал слова 'Вкус корней' для названия своего труда, напрямую отсылает к его очистительному опыту бедности, а также сравнивает выращивание человеческой морали с ростом растения'. Концянь заявляет о том, что Цзычен 'подвергался гонениям со стороны бури жизни и пережил несколько сложных ситуаций'.
Мастер Хун сказал (перефразировка Концяня): 'Если Небеса заставляют меня страдать физически, я настрою свой ум на покой – и так восполню свои физические слабости. Если Небеса пытаются столкнуть меня с несчастьями, я останусь верен своим принципам до предела и преодолею неудачи на этом пути'. Из этого Концянь делает вывод, что Цзычен постоянно увещевал и стимулировал себя.
Первоначальное имя Цзычена было Хун Ин-мин (Hong Yingming/Ying-ming). Его альтернативное второе имя (хао), используемое в качестве псевдонима – Хуан-Чу Дао-жэнь (Huanchu Daoren/Huan-ch'u Tao-jen). В переводе это означает 'адепт даосских учений, вернувшийся к своим корням'.
Именно благодаря 'Вкусу корней' Цзычена жанр афоризмов стал популярен и превратился в излюбленный жанр в китайской литературе.