Лопес был профессором кафедры организационного поведения в Институте перспективных исследований бизнеса (IESE), где с 1978-го по 1984-й служил в качестве декана. Он также был приглашенным профессором в Бизнес-школе при Университете Пируа в Перу (PAD Business School, Universidad de Piura, Peru) и Бизнес-школе в университете в Аргентине (IAE Business School, Austral University, Argentina). Исследования и темы публикаций Лопеса сосредоточены на теории деятельности и ее последствиях для организационного поведения.
Хуан Антонио Перес Лопес родился в 1934-м. После изучения актуарных расчетов в Высшей школе коммерции в Мадриде (IESE, Madrid), Лопес провел пять лет в компании 'Hidroeléctrica Española SA', занятой производством и распределением электроэнергии.
В 1961-м Хуан начал преподавать в IESE Департаменте количественного анализа (ныне Департамент учета и контроля). В 1970-м он получил докторскую степень в области делового администрирования в Гарвардской школе бизнеса (Harvard Business School). Его диссертация носила название 'Организационная теория: Кибернетический подход' ('Organizational theory: A cybernetical approach'). Лопес затронул в своем труде такие темы, как мотивация, обучение, рациональность и др.
Отправной точкой в теории Хуана Лопеса служит концепция обучения. Его определение гласит: 'Под обучением мы имеем в виду те изменения, которые происходят внутри субъекта (агента) в результате самого взаимодействия, при условии, что такие изменения будут влиять на последующие взаимодействия'. Сам теоретик выделил три типа агентов: устойчивого, ультра-стабильного и адаптирующегося по-своему.
В устойчивой системе речь идет об агенте, который не может изменить свои правила принятия решений. Иными словами, обучения не происходит.
В ультра-стабильной системе агент может извлекать уроки из получаемого им опыта, следовательно, способен менять правила, по которым принимаются решения. Эта система всегда дает положи
тельный результат.
В последней системе, с вольным агентом, возможен негативный результат обучения из-за того, что принятие финального решения не всегда зависит от уровня извлеченного из обучения опыта.
Лопес дает описание так называемому 'негативному обучению'. С его точки зрения, это процесс, который способствует достижению некоторых результатов, но само по себе движение предполагает разрушение условий, необходимых для определения более важных, фундаментальных целей. 'Негативное обучение' позволяет разрешить некую обнаруженную проблему частично, не учитывая общую задачу, в которой рассматриваемая проблема является лишь ее составной частью. Решения проблемы окажется недостаточно в контексте предстоящих трудностей, которые были определены не до конца.
В качестве простого примера можно привести спортсмена-любителя, который начинает тренировки без руководства специалиста. Что наиболее вероятно, такой спортсмен будет развивать привычки, которые лучше всего подойдут под такое определение, как 'контрпродуктивные действия', т.е. действия неэффективные по сравнению с надлежащей практикой в выбранном виде спорта.
Лопес – автор более десятка письменных работ, включая такие, как 'Организационная теория управления: формальный подход' 1974-го, 'Социальная эффективность и самоконтроль' 1991-го и 'Лидерство и этика в управлении бизнесом' 1998-го.
Хуан Антонио Перес Лопес умер 2 июня 1996-го, в автомобильной катастрофе.