Автожиры куда менее известны, чем самолеты и вертолеты, хотя по целому ряду критериев – в первую очередь, надежности – они заметно обходят своих более именитых собратьев. Первую рабочую модель автожира мир увидел в 1923-м, стараниями испанского инженера Хуана де ла Сьервы.
Испанский инженер, летчик и авиастроитель. Более всего известен как создатель автожира – летательного аппарата тяжелее воздуха, использующего подъемную мощность несущего винта.
Родился де ла Сьерва в Мурсии, Испания (Murcia, Spain), в богатой семье. Авиастроением он увлекся в возрасте сравнительно юном; к 1912-му увлечение его обрело действительно серьезный характер. К 1919-му Хуан окончательно утвердился в мысли использовать в своей задумке несущий винт, способный генерировать подъемную силу при сравнительно небольшой скорости и предохраняющий летающий аппарат от заваливания. В основе задумке де ла Сьервы лежала концепция авторотации; как давно уже было известно инженерам, с определенного момента создаваемый винтом воздушный поток оказывается достаточно сильным для того, чтоб обеспечивать дальнейшее вращение винта.
Реализовать задуманное оказалось нелегко – многие попытки завершались крахом. Чаще всего причиной неудач де ла Сьервы становилась разбалансированность конструкции и несовпадение подъемных сил отступающей и наступающей лопастей. Решить эту проблему удалось втулкой несущего винта; в 1923-м де ла Сьерва сумел создать первый действительно хорошо летающий автожир.
В 1925-м Хуан де ла Сье
рва представил новую свою разработку – Автожир С-6 – в Англии, представителям министерства ВВС. Очередная машина испанца использовала четырехлопастной ротор с втулкой несущего винта, и при этом управлялась стандартной 'аэропланной' системой. Демонстрация прошла с большим успехом; Хуана пригласили продолжить работу над автожирами в Великобритании. Предложение Хуан принял; вскоре после этого судьба свела его с шотландским промышленником Джеймсом Уэйром (James G Weir). Вместе Уэйр и де ла Сьерва создали компанию 'Cierva Autogiro Company, Ltd.'. С самого начала де ла Сьерва предпочитал концентрироваться на разработке новых моделей несущих винтов, оставляя корпуса другим компаниям.
Следующая разработка Хуана, С-8, представляла собой изрядно улучшенную вариацию С-6, на более мощном моторе и вертикальных шарнирах. Последние, к сожалению, не сумели решить всех возникших проблем; де ла Сьерва вернулся к изысканиям и вскоре выдвинул ряд новых вариантов. Успех буквально окрылил инженера; он взялся за работу с удвоенным пылом, и вскоре его новый автожир, модель C.8L4, принял участие в авиагонке за Кубок Короля (1928 Kings Cup Air Race). В той гонке автожир с дистанции сошел; позже, однако, ему удалось пролетет
ь в общей сложности 4800 километров над Британскими островами (British Isles).
В том же году де ла Сьерва совершил перелет из Лондона (London) в Париж (Paris), побывав впоследствии в Берлине (Berlin), Брюсселе (Brussels) и Амстердаме (Amsterdam); детище изобретателя стало первым летающим аппаратом на вращающемся винте, сумевшим пересечь Ла-Манш (English Channel).
Главной проблемой автожиров оставался взлет – сложнее всего было разогнать винт для изначально необходимой сложности. Хорошим решением проблемы стал аппарат С19 Mk.4; по-настоящему, однако, эффективно задачу взлета решил лишь С-40 – первый автожир на прыжковом взлете.
Под конец жизни де ла Сьерва переосмыслил преимущества существовавших на тот момент вертолетов и решил несколько сменить область деятельности. Увы, многого на новом поприще Хуан сделать не успел.
Утром 9 декабря 1936-го изобретатель сел на самолет DC-2 в аэропорту Кройдона (Croydon Airfield); сесть самолет должен был в Амстердаме (Amsterdam). Взлет самолета задержали из-за сильного тумана; в конечном итоге он все же взлетел, но сбился в полете с курса и влетел в дом, находившийся на небольшом подъеме у южного края аэропорта. В последовавшем взрыве Хуан де ла Сьерва погиб.