Путь в актрисы она проходила вместе со своим будущим мужем Сергеем Ефимовичем Рахмановым, ещё юношей отобранным для сцены актёром И. И. Калиграфом в труппу Книпера, бывшего лекаря Воспитального дома, в числе других подростков Воспитательного дома. Вполне возможно, что и она сама тоже вышла из Востипательного дома, но доскональных подтверждений этому нет.
Муж Рахмановой — известный русский артист Сергей Ефимович Рахманов (1759-1810), который поначалу был драматическим актёром, а позже главным надзирателем театрального училища при дирекции Императорских театров.
Информации об этой, одной из самых первых драматических актрис русской сцены, сохранило
сь очень мало. Даже дата её смерти в источниках указывается по-разному: в одних – 1827, по другим — 1837, спор вызывает и её отчество, по другим сведениям она была Христиной Петровной.
Путь в актрисы она проходила вместе со своим будущим мужем Сергеем Ефимовичем Рахмановым, ещё юношей отобранным
для сцены актёром И. И. Калиграфом в труппу Книпера, бывшего лекаря Воспитального дома, в числе других подростков Воспитательного дома. Вполне возможно, что и она сама тоже вышла из Востипательного дома, но доскональных подтверждений этому нет.
Сам театр Карла Книпера образовался в 1777 году. А к
огда, собственно, начала Христина Рахманова свою артистическую деятельность, в точности не известно, но в афишах Книперовского театра от 26 декабря 1779 года имя её встречается в опере М.А. Матинского «Санкт-Петербургский Гостиный Двор», где она играла роль свахи. Но в основном её амплуа были роли м
олоденьких любовниц.
1 сентября 1783 года весь театр Книпера со всем имуществом и штатом перешёл в структуру Дирекции Императорских театров. Актриса Христина Рахманова стала актрисой императорской труппы.
Актриса рассчитывала и на Императорской сцене занимать свое прежнее амплуа — молодых любо
вниц, но, несмотря на все старания руководителя труппы И. А. Дмитревского, непременно хотевшего сделать из неё актрису в «благородных» ролях, она не нравилась публике, и ей не разрешали играть в Эрмитаже. Только с течением времени, когда Рахманова немного постарела и в силу возраста была переведена
на амплуа комических старух, она сразу заняла видное положение среди артистов Императорских театров. Тут же на неё было обращено внимание и императорской театральной дирекции, и театральных историографов. В 1803 Рахманова получала 1200 рублей, а в 1810—1911 ей добавили ещё и 250 рублей квартирных. 1
декабря 1815 был дан её бенефис.
Она наследовала все роли Авдотьи Михайловны Михайловой. И современники сравнивали их игру, причем подчеркивали, что хотя в «Недоросле» её игра уступала Михайловой, но зато в ролях старых кокеток, как, например, в «Лизе» Ильина и во всех крестьянских и «сарафанных
» ролях явно превосходила её, да и вообще всех современных петербургских артисток. Критика о Христине Рахмановой:
«Русская актриса, блестящая исполнительница пьес из русской народной жизни, одна из первых актрис, игравшая без декламации, крика, шаржирования. … Была характерной актрисой. Имела больш
ой успех в ролях старых барынь и сварливых особ, обладала редким даром создавать образы простых крестьянских женщин».
«… была одарена редкою способностью перенимать и передавать ею виденное, и ее артистическое дарование соответствовало не столько карикатурным ролям мольеровских комедий, как ролям в
национальных пьесах, представляющих русский помещичий или крестьянский быт. … Особенный успех имела Р. в роли Сумбуровой в „Модной Лавке“ Крылова; роль Сумбурова в этой пьесе играл В. Ф. Рыкалов, лучший комик своего времени, и их совместная игра приводила зрителей в восторг. По словам С. П. Жихарев
а, они не только заставляли смеяться, но также заставляли поражаться той верностью, с какой они представляли своих персонажей. Вигель, мало ценивший русских актёров, говорит, однако, что Рахманова была забавна и оригинальна в изображении сварливых помещиц, типические черты которых — мелочную злость
и ворчливость, происходившую от отсутствия дела и живых интересов в их скучной жизни, она передавала в совершенстве. По словам Р. Зотова, Р. была неподражаема в своем амплуа, особенно в национальных пьесах, и игра её была замечательно естественна. Вообще же эту артистку Зотов называет одним из театр