Почти три десятилетия Монтазери считался основным критиком политического режима исламских республик; его одинаково не устраивала как внешняя, так и внутренняя политики стран. Хоссейн-Али был ярым защитником гражданских прав; в частности, он боролся за права женщин. Перу Монтазери принадлежит целый ряд книг и статей, в основном – на тему защиты прав человека. Очень часто аятолла отмечал, что Иран не является исламской демократией, которой его часто называют.
Великий аятолла Хоссейн-Али Монтазери (Grand Ayatollah Hossein-Ali Montazeri, 1922 – 19.12.2009) – талантливый иранский теолог ислама, демократический адвокат, писатель и борец за права человека. Был одним из лидером революции в Иране в 1979-ом. Наиболее известен своим временным назначением на пост преемника аятоллы Хомейни; в 1989-ом Хомейни и Монтазери поссорились из-за того, что Монтазери объявил новые правительственные политические решения недемократическими и ограничивающими человеческие права. Последние годы своей жизни аятолла прожил в святом городе Кум; до самого конца он оставался довольно значимой фигурой на политической арене Ирана, особенно среди реформистов. Он был весьма авторитетным теологом и теоретиком ислама; также Монтазери носил религиозное звание Великий Маржа среди шиитов.
Почти три десятилетия Монтазери считался основным критиком политического режим
а исламских республик; его одинаково не устраивала как внешняя, так и внутренняя политики стран. Хоссейн-Али был ярым защитником гражданских прав; в частности, он боролся за права женщин. Перу Монтазери принадлежит целый ряд книг и статей, в основном – на тему защиты прав человека. Очень часто аятолла отмечал, что Иран не является исламской демократией, которой его часто называют.
Сразу после смерти Монтазери аятолла Али Хаймейни выпустил заявление, в котором выражал глубокие сожаления по поводу кончины столь известного и значимого исламского юриста.
Родился Монтазери в 1922-ом, в крестьянской семье в Найафабаде, городе в провинции Исфахан. Именно в Исфахане он начал изучать теологию; через некоторое время Монтазери перебрался в Кум; там он обучался у самого Хомейни, а впоследствии и сам стал преподавать в Теологической Школе Файзейха. Именно здесь его настиг зов Хомейни
– аятолла обратился к своему ученику и последователю с просьбой опротестовать Белую Революции Шаха Мохаммежа Резы Пахлави июня 1963-го; очень скоро Монтазери стал важной фигурой в антишахском движении.
После того, как шах отправился Хомейни в ссылку, Монтазери организовал и взял под контроль целую клерикальную сеть; позже Хомейни воспользуется ей для борьбы с властью Пахлави. В 1974-ом Хоссейн-Али сел в тюрьму, а в 1978-ом был выпущен на свободу во время революции.
Основную славу, однако, Монтазери заслужил своей деятельностью правозащитника. Он всегда поддерживал концепцию демократической республики – она казалась ему лучшей формой государственного устройства, уступавшей лишь его же утопическому проекту: правительству, где исламские юристы работают советниками и наблюдателями. Хоссейн-Али написал книгу 'Dirasat fi Vilayah al-Faqih'; именно в ней раскрывались вопросы ко
нтроля деятельности администрации исламскими юристами. Монтазери верил в необходимость независимости государства и категорически не был согласен с самой идеей возложения на судей каких-либо исполнительных или же законодательных обязанностей. Согласно аятолле, роль судей должна была быть ограничена исключительно подачей советов правящим чинам, которые, в свою очередь, должны были избираться из народа без каких-либо нарушений норм ислама. Особо Монтазери отмечал, что судебная власть не должна ни в коем случае становиться абсолютной.
19-го декабря 2009-го Монтазери умер во сне; отказало его сердце. На момент смерти ему было восемьдесят семь лет. Следует отметить, что в первых репортажах о его кончине титул аятоллы не упоминался; журналисты говорили о нем, как о 'важной клерикальной фигуре из круга бунтовщиков', что, безусловно, было вызвано его разногласиями с правительством