Дебют молодого исполнителя пришелся на 1891 года – именно тогда Мардонес впервые появился на сцене оперного театра Teatro de la Opera в Буэнос-Айресе (Buenos Aires). Голос его был уже вполне cформированным и глубоко звучащим басом.
Хосе Мардонес (Jose Mardones) родился в 1868 году в Фонтече, Испания (Fontecha, Spain). Он с детства пел в церковном хоре и обладал прекрасным сопрано. Несмотря на то, что позже Хосе учился в Консерватории Мадрида (Conservatory of Madrid), его можно все же назвать самоучкой.
Дебют молодого исполнителя пришелся на 1891 года – именно тогда Мардонес впервые появился на сцене оперного театра Teatro de la Opera в Буэнос-Айресе (Buenos Aires). Голос его был уже вполне cформированным и глубоко звучащим басом.
Через короткое время его услышала публика в Рио-де-Жанейро (Rio de Janeiro). До конца столетия Мардонес преимущественно пел в испанских оперных тетарах, или в театрах сарсуэлы.
В 1909-1910 и 1913–1916 Хосе работал в Опере Бостона (Boston Opera), а в 1913-м его пригласил сам маэстро Артуро Тосканини (Arturo Toscanini) исполнять басовое соло в 'Реквиеме' ('Requiem') Верди (Giuseppe Verdi).
Со сцены знаменитого американского оперного театра Метрополитен-Опера (Metropolitan Opera) Мардонес впервые спел в 1917 году, а позже его репертуар в этом театре насчитывал 21 роль.
Вообще, голос Мардонеса удостоился множества похвал. Так, знаменитый итальянский оперный певец и автор множества книг об оперном искусстве Джакомо Лаури-Вольпи отзывался о Мардонесе как о 'в высшей степени совершенном исполнителе'.
'Две октавы удивительно ровного и мягкого звучания, тембр, исполненный благородства и строгости. 'Боги, победу дайте нам', пропетое Верховным жрецом Мемфиса, звучало в устах наваррца Мардонеса как хвалебное песнопение набожной толпы', - писал Лаури-Вольпи.
Среди оперных постановок с участием Мардонеса – оперы Верди, Пуччини (Giacomo Puccini), Мейербера (Giacomo Meyerbeer), Бизе (Georges Bizet), Моцарта (Wolfgang Amadeus Mozart) и прочих.
Пожалуй, самой яркой и лучшей работой исполнителя стала опера 'Мефистофель' ('Mefistofele') Арриго Бойто (Arrigo Boito), которую он представил в 1920 году в Метрополитен-Опера.
В 1926-м Хосе вернулся на родину, где и оставался всю дальнейшую жизнь. Он оставил оперную сцену, однако сделал несколько прекрасных записей, будучи уже в весьма почтенном возрасте.
Хосе Мардонес скончался в Мадриде в 1932 году.