Известность, внимание - это в данном случае слишком невыразительные характеристики. После тех вещей, которые он вытворял в матчах парижской Олимпиады, в столице Франции только и разговоров было, что об Андраде. "Он играет в футбол, словно на музыкальном инструменте" - это писали газеты.
Его так и прозвали: "Музыкант футбола". А еще - "Черное чудо".
Родился 22 ноября 1898 года в Монтевидео.
Умер 1 октября 1957 года в Монтевидео.
Страна Уругвай.
Амплуа полузащитник.
Клубы В 1920-1933 выступал за уругвайские клубы из Монтевидео "Пеньяроль", "Мирамар Мисьонес", "Реформерс", "Уондерерс", "Белла Виста", "Насьональ", "Атланта".
Титулы Олимпийский чемпион 1924, 1928
Чемпион мира 1930(лучший игрок турнира)
Чемпион Южной Америки 1923, 1924, 1926
За свою карьеру
Провел около 800 матчей, забил около 300 голов.
Сборная Уругвая
1922-1933 Провел 43 матча.
В 20-х годах Европа открыла для себя южноамериканский футбол. Для болельщиков Старого Света стало откровением, что в футбол можно играть так артистично, как это делали уругвайцы и аргентинцы (очередь бразильцев произвести фурор наступит несколько позже).
В первую очередь, конечно, это касается уругвайцев, в эффектном стиле выигравших две Олимпиады подряд - парижскую в 1924 году и антверпенскую в 1928-м. Причем это была только часть богатого урожая титулов, который они тогда собрали. У себя на континенте они первенствовали в 1923, 1924 и 1926 годах, выиграв три раза Кубок Америки, а в 1930-м увенчали славное десятилетие победой в первом Кубке мира.
В течение нескольких лет Уругвай владел статусом ведущей футбольной державы мира. Если про кого-то хотели сказать, что он здорово играет в футбол, говорили: "Он играет как уругваец". При этом следует принять во внимание, что речь идет о стране, чье население составляло в то время всего два миллиона человек!
Ядро сборной Уругвая составляли защитник и капитан Назацци, полузащитники Андраде и Пьендибене, нападающие Сеа, Кастро (известный своей однорукостью) и Скароне. Все они были выдающимися игроками, суперзвездами своего времени, в более или менее равной степени заслуживающими права войти в историю.
Наиболее высокое место в классификации футболистов ХХ века из этой плеяды (29-е) занял Хосе Леандро Андраде. Насколько можно судить по свидетельствам очевидцев, он не был наиболее важным элементом игры легендарных "Урус". А на чемпионате мира 1930 года некоторые из его партнеров, например, Эктор Скароне, действовали гораздо эффективнее.
Но Скароне вошел в классификацию под 40-м номером, и о нем отдельный разговор будет позже. Так благодаря чему же Андраде обошел его по популярности, по глубине впечатлений, оставшихся в памяти народной?
Причин здесь две. Первая: в замечательном ансамбле футбольных артистов Андраде был самым выдающимся. Не самым эффективным, но самым артистичным - это бесспорный факт. Он был артистом не в фигуральном даже, а в самом что ни на есть прямом смысле слова: такова была его профессия.
Вторая причина, как ни странно на первый взгляд это прозвучит, заключалась в черном цвете его кожи.
Это была эпоха, когда негров еще держали в стороне от большого спорта. Путь им туда был закрыт. И в тех немногих случаях, когда чернокожие спортсмены все-таки пробивались через запреты, они добивались этого за счет своих экстраординарных способностей. Такие случаи (в Уругвае, в частности) в начале века были чрезвычайны редки.
Андраде не был первым негром, вошедшим в историю уругвайского футбола. Первым был Исабелино Градин - разносторонний спортсмен, добившийся успехов в разных видах, в том числе и в футболе. Градин был кумиром 10-х и начала 20-х годов, и о нем даже сложили песню.
Не был Андраде и первым негром-олимпийцем. Пионерами негритянского спорта на заре столетия стали велосипедист Мэйджор Тэйлор и тяжелоатлет Джек Джонсон. За ними пришел гаитянин Сильвио Катор, который на Играх в Антверпене в 1928 году побил мировой рекорд в прыжках в длину - 7 метров 93 сантиметра.
Но в чем первенство совершенно точно принадлежит Андраде, так это в том, что он был первым негром-футболистом, который приобрел мировую известность. Немудрено, что это обстоятельство вызывало к нему повышенное внимание.
Известность, внимание - это в данном случае слишком невыразительные характеристики. После тех вещей, которые он вытворял в матчах парижской Олимпиады, в столице Франции только и разговоров было, что об Андраде. "Он играет в футбол, словно на музыкальном инструменте" - это писали газеты.
Его так и прозвали: "Музыкант футбола". А еще - "Черное чудо".
Сохранились кинокадры, на которых запечатлено, как Андраде жонглирует мячом, принимая различные положения - лежа, сидя, стоя, снова лежа. Уже по этим кадрам видно, что он обладал очень редкой координацией движений. Примерно такой, какая отличала впоследствии другого человека, добившегося в этом совершенства, - Диего Марадону.
В матче с Югославией на Играх 1924 года Андраде протащил мяч через половину поля, жонглируя головой, что произвело на всех глубочайшее впечатление. Этот трюк и подобные ему он повторял потом и в других поединках. Итальянец Альфредо Питто, который играл против него на Олимпиаде-28, говорил: "Уверен, Андраде мог бы запросто провести мяч по центру Милана в праздничный день, не опуская его на землю".
Югославия была первым соперником уругвайцев на Играх в Париже. Ни малейшего понятия о том, какого класса это игроки, еще ни у кого не было. Югославы делегировали "шпионов" на тренировку пришельцев из-за океана. Прознав об этом, уругвайцы предприняли хитроумный розыгрыш: прикинулись полными неумехами и нарочито били по воротам так, что мяч пересекал лицевую линию где-то у бокового флажка. "Шпионы" успокоились и с чувством удовлетворения сообщили своим товарищам: "Да с этими профанами мы разделаемся одной левой!"
Итог получился ошеломляющим - 7:0. Против одной из сильнейших на тот момент европейских сборных! Затем уругвайцы легко прошли сборные США(3:0) и Франции (5:1), причем во второй из этих встреч Андраде совершил соло длиной в 75 метров, обыграв по ходу семерых соперников, и забил мяч, после которого счет стал 4:0.
Более напряженным сложился поединок с Голландией в полуфинале (2:1), после чего 9 июня уругвайцев поджидал в финале на стадионе "Коломб" действующий, как тогда говорили, чемпион Европы - Швейцария (разумеется, не в современном значении этого понятия).
Матч вызвал небывалый ажиотаж. Его посетили 50 тысяч зрителей, а выручка в пересчете на немецкую валюту составила 130 тысяч марок. И то и другое было рекордом для континентального футбола.
У швейцарцев в составе была своя суперзвезда - бомбардир и диспетчер Макс "Ксам" Абегглен. Кто кого, гадала пресса: "Ксам" или "Черное чудо"? Никакой настоящей интриги не получилось - Андраде "съел" Абегглена, а уругвайцы одержали очередную крупную победу - 3:0.
Европа была шокирована. Все, чему ее учили британцы, непререкаемые авторитеты в футбольном мире, оказалось в руинах. Шаблонный футбол безоговорочно капитулировал перед артистически-непредсказуемым.
Почти все игроки сборной Уругвая заслуживали признания, но львиную долю восхищенных взглядов собрал Андраде. Как выразился один из журналистов той эпохи, "увидеть негра, так хорошо играющего в футбол, было столь же необычно, как увидеть эскимоса в купальном костюме".
На выходца из самых бедных и обездоленных слоев населения в одночасье посыпались такие почести и приглашения, какие, как он думал, случаются только в сказке. Весь Париж вдруг пал к его ногам. "Черному чуду" невозможно было отбиться от любителей автографов. Все повторяли его жесты. Его звали наперебой - то на какое-нибудь праздничное мероприятие, то поучаствовать в модном аттракционе, то в кабаре. А барышни надеялись заполучить его в качестве жениха.
Его команда покинула Европу и возвратилась домой, а Андраде еще купался в Париже в лучах славы. Вел активную ночную жизнь и выступал в ночных клубах и варьете. Его популярность не уступала той популярности, которую приобрел несколькими десятилетиями спустя Пеле. Кстати, вернулся Андраде в Монтевидео несколько месяцев спустя, одетый по последнему писку моды. Впоследствии он еще часто наведывался в Париж с гастролями. Кстати, тогда же сочетал выступления на большом ринге с представлениями в парижских увеселительных заведениях другой выдающийся спортсмен своего времени - американский боксер Шугар Рэй Робинсон.
Во времена, когда профессионализм в уругвайском футболе еще только-только нарождался и когда даже примадоннам платили за участие в матчах гроши, Андраде зарабатывал на жизнь музыкой и искусством танца. На традиционном карнавале в Монтевидео он считался некоронованным королем "кандомбеса" - национального танца. В родном квартале на юге уругвайской столицы он создал свою собственную танцевальную группу под названием "Бедные кубинские негры". Вероятно, его предки были выходцами с Кубы.
Идеальное чувство ритма, феноменальную координацию и грациозность, с которой Андраде танцевал танго, самбу и румбу, он перенес на футбольное поле, используя в качестве партнера мяч.
Что касается его клубной карьеры, то начиналась она в "Белья Висте" и "Насьонале", а большая ее часть прошла в "Пеньяроле", с которым он стал чемпионом Уругвая.
В финале первого чемпионата мира, где уругвайцы обыграли Аргентину (4:2), Андраде несколько разочаровал. Это объясняли его излишними эмоциями, а также тем, что его стали к тому времени одолевать травмы.
После мундиаля футбольная карьера "Черного чуда" пошла на спад. В 1932 году в Уругвае официально ввели профессионализм, что привело к возрастанию требований к игрокам. Андраде не испытывал особого желания посещать участившиеся тренировочные занятия. Если учесть, что за 1932 год в "Пеньяроле" было проведено 36 тренировок, то слово "участившиеся" у современного читателя может вызвать ироническую усмешку, но для того времени это было много. Из 36 занятий Андраде пропустил 20, причем только в пяти случаях предупредил о своей неявке заранее, а в 15-ти - игнорировал тренировки без уведомления.
Соответственно он все реже стал попадать в число основных игроков. Последним матчем в стартовом составе "Пеньяроля" стал для него сыгранный 17 сентября 1932 года против "Рэсинга" из Буэнос-Айреса. "Пеньяроль" выиграл 1:0 (гол на счету Педро "Тигре" Янга).
После ухода из "Пеньяроля" Андраде сменил еще три клуба - "Атланту" (Буэнос-Айрес), "Белья Висту" и "Уондерерс", но в каждом из них появлялся лишь на короткий срок и окончательно оставил футбол в 1933 году.
Свою личную жизнь Андраде почти не предавал гласности. Известно лишь, что он дважды был женат. На два десятилетия он исчез из поля зрения, пока в 1957 году не пришло сообщение, что он умер от туберкулеза в приюте для бедняков. За душой у него не было ни сентаво.
Видимо, он родился слишком рано. При современных средствах коммуникации и тотальной коммерциализации футбола Андраде наверняка избежал бы столь удручающей участи и стал бы одним из высокооплачиваемых футболистов планеты.
Хотя как сказать. Его творческая и вольная душа не терпела дисциплины, и, может быть, ему как раз повезло жить и играть в то прекрасное время, когда футбол и сцена еще уживались в одной упряжке, когда он был предоставлен самому себе. Может быть, только в это время и мог состояться феномен этого футболиста-танцора.
В заключение отметим еще одну уникальную особенность Андраде, точнее, его семьи. Из нее вышло два чемпиона мира разных поколений. Вслед за Хосе Леандро этот титул завоевал в 1950 году его племянник Виктор Родригес Андраде. Племянник, который в более пожилом возрасте стал политиком, занимал на поле ту же позицию, что и дядя, - правого полузащитника.