...при всем этом очевидном благополучии почти каждый концерт был для всех его участников довольно непростым испытанием. Дело в том, что на этих выступлениях часто присутствовал Сталин. И он, по своему разумению, как хозяин, "корректировал" репертуар любимого коллектива. Так, особо нравившуюся Иосифу Виссарионовичу популярную народную песню "Уж ты степь" хор Пятницкого обычно вынужден был исполнять "с душой и всем сердцем" за вечер по два, а то и три раза...
"В четверг 17-го и пятницу 18-го в час дня имеет быть концерт крестьян-великороссов, специально выписанных из Воронежской, Рязанской и др. губерний. В программе: 1) Хоровые песни с сопровождением старинных инструментов - гуслей, жалеек, лиры. 2) Былины и исторические песни. 3) Причитания плакальщиц..."
Перед вами подлинный текст афиш, появившихся в Москве почти 90 лет назад. На Масляной неделе 1911 года.
В назначенный срок в зал Дворянского собрания, всем известный сейчас как Колонный зал Дома союзов, заполнился публикой. Занавес медленно раздвинулся, и перед зрителями предстала...обыкновенная деревенская изба. Вдоль темных бревенчатых стен - грубо сколоченные, струганные лавки. Возле русской печки - чугунки, кочерга, ухваты... В углу перед образом Спасителя теплится лампадка. Люлька, прялки, сундук с приданым... Среди этой такой простой и привычной обстановки спокойно и естественно чувствовали себя исполнители - 11 крестьян. Жители центральных губерний России.
То были непрофессиональные актеры, в отличие от многочисленных и модных в начале прошлого века "народных" хоровых коллективов. Но именно этот, как бы сейчас сказали, "самодеятельный театр песни" произвел, замеченную далеко не сразу, тихую революцию в певческой культуре нашей родины. Ведь именно им впервые за тысячелетнюю историю России русские народные песни были представлены в авторском исполнении. Их пели - да как! - никогда нигде не учившиеся, приехавшие в город только на время выступления простые русские крестьяне. Пели щемяще-бесхитростно, как это было принято в их родных деревнях. "Рядили они веками родную песню, как невесту к венцу, чтобы она, желанная, увидела свет Божий", - писал в те дни создатель хора Митрофан Пятницкий.
Митрофан Ефимович (1884-1927) происходил из духовного сословия. Есть легенда, что земляки, жители Воронежской губернии, считали его чудаком. "Какой нормальный молодой парень станет ездить по деревням и уговаривать крестьян петь на публике?". Некоторые пытались объяснить любовь Пятницкого к народной песне тем, что он якобы был... певцом-неудачником, тщетно мечтавшем о карьере оперной звезды. Хотя... слаб человек, и, кто знает, возможно, эти суждения и имели под собой некоторую реальную основу.
Шло время. Десятки певческих коллективов стали историей. Многие великие певцы были вынуждены уехать в эмиграцию. Возможно, такая же судьба была уготована и хору Пятницкого, если бы не случай. Однажды, это было в 1918 году, хор пригласили выступать для уезжавших на фронт бойцов Красной Армии. Отказаться было категорически невозможно. Так вышло, что тот концерт услышал сам Ленин. Ильич был настолько растроган пением простых неграмотных крестьян, что распорядился "оказать талантливым самородкам всяческую поддержку"... Сразу после этого хор был окончательно переведен в Москву. Для репетиций и проживания артистов выделили довольно большой особняк на Божаниновке.
Шли тридцатые годы, сороковые, начались пятидесятые... Менялись руководители хора. Ими были замечательные композиторы П. Кузьмин, В. Захаров, М. Коваль, после него В. Левашов. В 1938 году были созданы танцевальная группа, свыше 60 лет ее возглавляла Татьяна Алексеевна Ус
тинова, и оркестр народных инструментов - основатель Василий Хватов... Но при всем этом очевидном благополучии почти каждый концерт был для всех его участников довольно непростым испытанием. Дело в том, что на этих выступлениях часто присутствовал Сталин. И он, по своему разумению, как хозяин, "корректировал" репертуар любимого коллектива. Так, особо нравившуюся Иосифу Виссарионовичу популярную народную песню "Уж ты степь" хор Пятницкого обычно вынужден был исполнять "с душой и всем сердцем" за вечер по два, а то и три раза... След этого насилия оставался в коллективе довольно долго. Он еле заметным зажимом ощущался на всех тех концертах, которые я слышала во времена моего детства.
Недавно я вновь побывала на выступлении хора. И, прослушав программу, вдруг поняла: передо мной были - да, сохранившие историческую память, своеобразный, присущий только хору Пятницкого стиль исполнения - уже совершенно другие, современные, внутренне раскрепощенные люди. Со сцены в зал буквально рвалась удалая радость. Даже трагический "Плач-сухопляс" - современный вариант причитания плакальщиц (исполнитель Е. Рыбалченко, слова А. Пермяковой), звучал не безысходным горем, а скорее страстным зовом, надеждой на неизбежную встречу.
Сегодня после довольно трудного периода начала - середины 90-х Государственный академический русский народный хор имени М.Е. Пятницкого опять на подъеме. 90 процентов его артистов, как удивительно выразительной и яркой танцевальной, так и хоровой группы, - выпускники созданной 30 лет назад школы-студии хора Пятницкого им. Татьяны Устиновой (директор школы - Ольга Андреевна Золотова). Туда принимаются музыкально одаренные подростки в возрасте 13-14 лет. Конкурс - примерно 10 человек на место. Отбор происходит раз в три года. Следующее пополнение школы планируется на май 2001-го.
Хор Пятницкого, как его неофициально именуют, много гастролирует. Изъездил всю Европу, побывал в Японии, Китае... Но главная, традиционная особенность хора в том, что он всегда бескорыстно служит именно жителям России. С удовольствием выступает там, где его особенно ждут люди. Поет, часто даром, в наших нищих, необустроенных далеких военных гарнизонах.
А давняя честолюбивая мечта Митрофана Ефимовича, вероятно, скоро сбудется. 2 марта 2001 года, в день 90-летнего юбилея того самого первого представления в московском Дворянском собрании, на Площади Звезд в Москве будет заложена еще одна звезда. Звезда хора, носящего имя Пятницкого. А со сцены расположенного рядом концертного зала "Россия" вновь зазвучат наши дивные песни. И недавно вошедшие в программу хора, собранные современными энтузиастами по дальним станицам, старинные казачьи напевы, и ставшие классикой, исполнявшиеся еще Митрофаном Пятницким "Горы Воробьевские", и удивительно современные по темпу исполнения песни 30-х, 40-х годов ушедшего ХХ века...
"Мы сделаем все, - говорит нынешний художественный руководитель хора Александра Андреевна Пермякова, - чтобы наша звезда не затерялась крошечной пылинкой между других звезд, а навсегда оставалась символом идущего сквозь время немеркнущего непобедимого света вековой Русской культуры. Ее чистоты и подлинной глубинной духовности"