Популярные личности

Ходжа Насреддин

Фольклорный персонаж мусульманского Востока
На фото Ходжа Насреддин
Категория:
Гражданство:
Турция
Читать новости про человека
Биография

Вся мудрость Востока в коротеньких историях

Принято считать, что первые истории о Ходже Насреддине появились в 13-м столетии, и возможно, в те времена действительно жил некий остроумный и находчивый шутник Насреддин, память о котором прошла через века, превратившись в целый пласт восточной культуры.


Ходжа Насреддин (Nasreddin) – восточный фольклорный персонаж, главный герой множества коротких историй, анекдотов, притч и бытовых сказок, распространенных на территории мусульманской Средней Азии (Central Asia) и Ближнего Востока (Middle East). Ходжа Насреддин сочетает в себе черты философа, мудреца, простака и острослова, а истории о нем, числом более тысячи, обычно отличаются тонким юмором и имеют некую мораль. Принято считать, что первые истории о Ходже Насреддине появились в 13-м столетии, и возможно, в те времена действительно жил некий остроумный и находчивый шутник Насреддин, память о котором прошла через века, превратившись в целый пласт восточной культуры.

Многие народы претендуют на то, что Ходжа Насреддин жил в их местах. Так, турецкие источники утверждают, что в 13-м веке на территории современно Турции (Turkey) действительно жил некий Насреддин, который родился в 1208 году, прожил долгую жизнь и умер в 1284 году, в весьма почтенном возрасте. Рассказывают, что он появился на свет в селении Хорту (Hortu Village), расположенном рядом с городом Сиврихисар (Sivrihisar) провинции Эскишехир (Eskişehir Province). Затем Насреддин учился в Конье (Konya), столице Сельджукского султаната (Seljuk Sultanate of Rum), жил и работал в Акшехире (Akşehir), где, в конце концов, и умер. В Акшехире до сих пор показывают его могилу, а еще там с 5 по 10 июля проводится ежегодный Международный фестиваль Ходжи Насреддина (International Nasreddin Hodja Festival).

Турецкий профессор-историк Микаил Байрам (Mikail Bayram), провел обширное исследование, результаты которого показали, что полное имя реального прототипа Насреддина - Насир уд-дин Махмуд аль-Хойи (Nasir ud-din Mahmud al-Khoyi), он родился в городе Хой (Khoy) иранской провинции Западный Азербайджан (West Azerbaijan Province), получил образование в Хорасане (Khorasan) и стал учеником знаменитого исламского деятеля Фахра ад-дина ар-Рази (Fakhr al-Din al-Razi). Багдадский калиф отправил его в Анатолию (Anatolia), чтобы организовать сопротивление монгольскому нашествию. Он служил в качестве кади, исламского судьи, в Кайсери (Kayseri), а затем стал визирем при дворе султана Кей-Кавуса II (Kaykaus II) в Конье. Он успел побывать в огромном количестве городов, познакомился со множеством культур и славился своим остроумием, так что вполне возможно, что он и был первым героем забавных или поучительных историй о Ходже Насреддине. Правда, кажется сомнительным, чтобы этот образованный и влиятельный человек разъезжал на скромном ослике и ссорился со своей сварливой и некрасивой женой, но что не может позволить себе вельможа, вполне доступно герою забавных и поучительных анекдотов, не так ли?

Впрочем, существуют и другие исследования, которые допускают, что образ Ходжи Насреддина на добрых пять столетий старше, чем принято считать в современной науке.

Поколения сменяли поколения, сказки и внекдоты передавались из уст в уста по всем чайным и караван-сараям Азии, неистощимая народная фантазия добавляла к собранию историй о Ходже Насреддине все новые притчи и анекдоты, которые распространились на огромной территории. Темы этих историй стали частью фольклорного наследия нескольких народов, а различия между ними объясняются многообразием национальных культур. Большинство из них изображает Насреддина небогатым деревенским жителем и не имеет абсолютно никаких отсылок ко времени повествования – их герой мог жить и действовать в любые времена и эпохи.

Впервые истории о Ходже Насреддине подверглись литературной обработке в 1480 году в Турции, будучи записаны в книге под названием 'Салтукнамэ' (Saltukname); а самая старая рукопись с историями о Насреддине датируется 1571 годом. Ну, а 20-й век перенес истории о Ходже Насреддине на киноэкран и театральную сцену. Сегодня истории о Ходже Насреддине переведены на многие языки и давно уже стали частью мирового литературного наследия. Так, 1996-1997 год был объявлен ЮНЕСКО (by UNESCO) Международным годом Ходжи Насреддина.

Российскому читателю истории о Ходже Насреддине известны не только по сборникам притч и анекдотов, но и по прекрасным романам Леонида Соловьева (Leonid Solovyov) 'Возмутитель спокойствия' (Disturber of the Peace, or Hodja Nasreddin in Bokhara) и 'Очарованный принц' (The Enchanted Prince), объединенным в 'Повесть о Ходже Насреддине' (The Tale of Hodja Nasreddin), также переведенную на десятки иностранных языков.

На множестве языков имя Насреддин пишется по-своему, но все они восходят к арабскому мусульманскому личному имени Naṣr ad-Dīn, которое переводится как 'Победа Веры'. По-разному и обращаются к Насреддину в притчах разных народов – это может быть и уважительное обращение 'ходжа', и 'молла', и даже турецкое 'эфенди'.

И в заключение одна из самых известных историй о Ходже Насреддине:

Однажды, на базаре Ходжа увидел, как толстый чайханщик тряс нищего бродягу, требуя у него платы за обед.

– Но я же только понюхал твой плов! – оправдывался бродяга.

– Но запах тоже стоит денег! – отвечал ему толстяк.

– Подожди, отпусти его – я заплачу тебе за все, – с этими словами Ходжа Насреддин подошел к чайханщику. Тот отпустил беднягу. Ходжа вынул из кармана несколько монет и потряс их над ухом чайханщика.

– Что это? – изумился тот.

– Кто продает запах обеда, тот получает звон монет, – невозмутимо ответил Ходжа.



Поделиться: