В 1849-м он был назначен музыкальным директором мадридского Испанского театра (Teatro Español). Несмотря на то, что Хоакин находил время сочинять музыку для фортепиано и для оркестра, в том числе отвечая за рождение симфоний и музыки для балета, основные силы он вкладывал в помощь возрождению родных оперных традиций. Позже, в этом же 1849-м, Гастамбиде выпустил свою первую успешную сарсуэлу, 'La mensajera' в двух актах.
Хоакин Ромуальдо Гастамбиде Гарбайо (Joaquín Romualdo Gaztambide y Garbayo) родился 7 февраля 1822-го в Туделе, Наварра, Испания (Tudela, Navarra, Spain). Он учился в своем родном городе, а потом в Памплоне (Pamplona), где также играл на контрабасе в оркестре театра вместе с Хосе Гелбенсу (José Guelbenzu) и его помощником Мариано Гарсиа (Mariano García). С 1842-го Гастамбиде посещал Мадридскую консерваторию (Madrid Conservatoire), учась в классе фортепиано с Педро Альбенисом (Pedro Albéniz), в то время как за композицию отвечал Рамон Карнисер (Ramón Carnicer).
Хотя его способностей игры на фортепиано хватило даже на то, чтобы несколько раз выступить сольно, Хоакин зарабатывал на жизнь игрой на контрабасе в нескольких театрах, включая Театро де-ла-Крус (Teatro de la Cruz). В этом театре он дорос до положения хормейстера в 1846-м, при поддержке своего большого друга, басиста и комика Франсиско де Саласа (Francisco de Salas). Через год Гастамбиде отвечал за выступления испанских певцов и танцоров в Париже (Paris), посетив Лондон (London) с аналогичной группой десять лет спустя.
В 1849-м он был назначен музыкальным директором мадридского Испанского театра (Teatro Español). Несмотря на то, что Хоакин находил время сочинять музыку для фортепиано и для оркестра, в том числе отвечая за рождение симфоний и музыки для балета, основные силы он вкладывал в помощь возрождению родных оперных традиций. Позже, в этом же 1849-м, Гастамбиде выпустил свою первую успешную сарсуэлу, 'La mensajera' в двух актах.
Когда в 1851-м заработал Королевский театр (Teatro Real), итальянская опера исчезла из театра Teatro del Circo, и группа писателей и композиторов, включая Барбьери (Barbieri), Эрнандо (Hernando), Инзенга (Inzenga) и Гастамбиде, разработала план для постановки сарсуэлы в опустевшем театре. Вслед за выходом 'El amenacer' последовала презентация '¡Tribulaciones!' Хоакина, но в команде с четырьмя своими коллегами он сочинил гораздо более успешный проект 'Por seguir a una mujer'.
В числе его музыкальных работ для Teatro del Circo: 'Мечта о летней ночи' ('El sueño de una noche de verano') 1852-го, в основу которой легло произведение Шекспира; 'Долины Андорры' ('El valle De Andorra') 1852-го; 'Каталина' ('Catalina') 1854-го и 'Простолюдины' ('Los comuneros') 1855-го. Кроме того, Хоакин помог с рождением новых постановок Барбьери, Инзенги и др.
После 1856-го он принимал активное участие в деятельности специально выстроенного театра Teatro de la Zarzuela, где зрители увидели 'Los magyares' 1857-го, 'El juramento' 1858-го и 'Una vieja' 1860-го, среди огромного числа других популярных проектов.
На более позднем этапе карьеры Гастамбиде руководил первым постоянным симфоническим оркестром в Испании, Sociedad de Conciertos, а также отправился в поездку на Кубу (Cuba) в 1868-м. Из-за серьезного восстания Гастамбиде был вынужден перебраться Мексику (Mexico), где его здоровье, равно как и финансовое положение, стремительно покатились под гору. Вернувшись в Испанию, он умер в Мадриде 18 марта 1870-го.
Вклад Гастамбиде в возрождение сарсуэлы оказался весьма значительным, но в ходе последнего столетия его произведения практически полностью исчезли со сцены. Близкий по своим вкусам к Доницетти (Donizetti), Гастамбиде, тем не менее, использовал в своих работах испанские ритмы и популярные песни, так что, возможно, его карьера была бы более продолжительной, развивайся она по той же схеме, что и у его великого современника Барбьери (Barbieri).