Родился в скромной семье, любящей музыку. Двухлетним ребенком потерял мать. Заболел костным туберкулёзом, почти два года провёл в больнице, пережил четыре операции.
Родился в скромной семье, любящей музыку. Двухлетним ребенком потерял мать. Заболел костным туберкулёзом, почти два года провёл в больнице, пережил четыре операции. В 1952 начал учиться в Рыбникской Высшей музыкальной школе (кларнет, скрипка, фортепиано, теория музыки), закончил четырёхлетний курс за 3 года. Начал сочинять. Впервые его сочинения, отмеченные влиянием Шимановского и Бартока, были исполнены в 1958. К 1960-м годам он уже вобрал авангардный опыт Веберна, Ксенакиса, Булеза, его Первая симфония, исполненная на фестивале молодежи в Париже, получила международное признание. Он продолжил учебу в Париже, где испытал влияние Мессиана и Штокхаузена. Несмотря на признание во Франции, Гурецкий вернулся в Польшу и, за исключением короткого пребывания в Берлине, никогда не покидал страну. С 1968 г. преподавал композицию в Катовицкой Высшей музыкальной школе, с 1975 г. профессор; Воспитал нескольких известных учеников, например, Эугениуша Кнапика.
Подал в отставку в 1979 г. в знак протеста против запрета польских властей на приезд в страну Папы Римского Иоанна Павла II.
Зрелая музыка Гурецкого — образец сакрального минимализма, направления, которое представляют также Арво Пярт, Петерис Васкс, Гия Канчели, Софья Губайдулина и др. Его ключевое и наиболее известное сочинение — Третья симфония для сопрано и оркестра «Скорбные песнопения» (1976). Исполненная Дон Апшоу и Лондонской симфониеттой (1992), запись симфонии разошлась более чем миллионом экземпляров и принесла композитору широчайшую мировую известность.
Сочинения
* op. 1 Cztery preludia для фортепиано (1955)
* op. 2 Toccata для двух фортепиано (1955)
* op. 3 Trzy pieśni (1956)
* op. 4 Wariacje для скрипки и фортепиано (1956)
* op. 5 Quartettino для двух флейт, гобоя и скрипки (1956)
* op. 6 I Sonata для фортепиано (1956/1984/1990)
* op. 7 Pieśni o radości i rytmie для двух фортепиано и камерного оркестра (1956)
* op. 8 Sonatina w jednej części для скрипки и фортепиано (1956)
* op. 9 Pięć małych preludiów для фортепиано (1956)
* op. 10 Sonata для двух скрипок (1957)
* op. 11 Koncert для пяти инструментов и струнного квартета (1957)
* op. 12 Epitafium для смешанного хора и камерного ансамбля (1958)
* op. 13 Pięć utworów дял двух фортепиано (1959)
* op. 14 I Symfonia «1959» для струнного оркестра и перкуссии
* op. 15 Trzy diagramy для флейты соло (1959)
* op. 16 Monologhi для сопрано, двух арф и перкуссии (1960)
* op. 17 Scontri для оркестра (1960)
* op. 18 Diagram IV для флейты соло
* op. 19 Genesis — цикл из трех сочинений для разных инструментальных ансамблей:
* I — Elementi per tre archi для струнного трио (1962)
* II — Canti strumentali per 15 esecutori (1962)
* III — Monodram per soprano, metalli di percussione e sei violbassi для сопрано, перкуссии и шести контрабасов (1963)
* (b.op.) Trzy utwory w dawnym stylu для струнного оркестра (1963)
* op. 20 Choros I для струнного оркестра (1964)
* op. 21 Refren для оркестра (1965)
* op. 22 Muzyczka I для двух скрипок и гитары (1967)
* op. 23 Muzyczka II для 4 труб, четырех тромбонов, двух фортепиано и перкуссии (1967)
* op. 24 Muzyka Staropolska для оркестра (1969)
* op. 25 Muzyczka III для трех альтов (1967)
* op. 26 Cantata для органа соло (1968)
* op. 27 Canticum graduum для оркестра (1969)
* op. 28 Muzyczka IV «Koncert puzonowy» для кларнета, тромбона, виолончели и фортепиано (1970)
* op. 29 Ad Matrem для сопрано, смешанного хора и оркестра (1971)
* op. 30 Dwie pieśni sakralne для баритона и оркестра (1971); op. 30b — для баритона и фортепиано
* op. 31 II Symfonia «Kopernikowska» для сопрано, баритона, смешанного хора и оркестра (1972)
* op. 32 Euntes ibant et flebant для смешанного хора a cappella (1972)
* op. 33 Dwie piosenki на стихи Ю.Тувима для четырех голосов (1972)
* op. 34 Trzy tańce для оркестра (1973)
* op. 35 Amen для смешанного хора (1975)
* op. 36 III Symfonia «Symfonia pieśni żałosnych» для сопрано и симфонического оркестра (1976)
* op. 37 Trzy małe utworki для скрипки и фортепиано (1977)
* op. 38 Beatus Vir для баритона, смешанного хора и оркестра, посвящено папе Иоанну Павлу II (1979)
* op. 39 Szeroka woda, 5 песен для смешанного хора a cappella (1979)
* op. 40 Koncert для клавесина (или фортепиано) и струнного оркестра (1980)
* op. 41 Mazurki для фортепиано (1980)
* op. 42 Dwie pieśni на слова Ф.Гарсиа Лорки для голоса и фортепиано (1956/1980)
* op. 43 Błogosławione pieśni malinowe на слова Ц. К.Норвида для голоса и фортепиано (1980)
* op. 44 Miserere для большого смешанного хора a cappella (1981)
* op. 45 Wieczór ciemny się uniża, 5 народных песен для смешанного хора a cappella (1981)
* op. 46 Wisło moja, Wisło szara, народные песни для смешанного хора a cappella (1981)
* op. 47 Kołysanki i tańce для скрипки и фортепиано (1982)
* op. 48 Śpiewy do słów J. Słowackiego для голоса и фортепиано (1983)
* op. 49 Trzy kołysanki для смешанного хора a cappella (1984/1991)
* op. 50 Ach, mój wianku lewandowy, 7 песен для смешанного хора a cappella (1984)
* op. 51 Idzie chmura, pada deszcz, 5 народных песен для смешанного хора a cappella (1984)
* op. 52 Utwory różne для фортепиано (1956—1961/1990)
* op. 53 Recitativa i ariosa «Lerchenmusik» для кларнета, фиолончели и фортепиано (1984/1985/1986)
* op. 54 Pieśni Maryjne, 5 песен для смешанного хора a cappella (1985, исп. 13.11.2005)
* op. 55 O Domina nostra. Medytacje o Jasnogórskiej Pani Naszej для сопрано и органа (1985)
* op. 56 Pod Twoją obronę для 8 голосов смешанного хора a cappella (1985)
* op. 57 Na Anioł Pański biją dzwony для смешанного хора a cappella на слова К. Тетмайера (1986)
* (b.op.) Pieśni kościelne, 21 песня для смешанного хора a cappella (1986)
* op. 58 Dla Ciebie, Anne-Lill для флейты и фортепиано (1986/1990)
* op. 59 Aria «scena operowa» для тубы, фортепиано, тамтама и большого барабана (1987)
* op. 60 Totus Tuus для смешанного хора a cappella (1987)
* op. 61 Przybądź Duchu Święty для смешанного хора a cappella (1988)
* op. 62 Już się zmierzcha, muzyka na kwartet smyczkowy (1988)
* op. 63 Good Night для сопрано, альт-флейты, фортепиано и 3 тамтамов (1990)
* (b.op.) Intermezzo для фортепиано (1990)
* op. 64 Quasi una fantasia (II струнный квартет) (1990—1991)
* op. 65 Concerto-cantata для флейты и оркестра (1992)
* op. 66 Kleines Requiem für eine Polka для камерного ансамбля (1993)
* op. 67 III струнный квартет …pieśni śpiewają (1993—1995/2005, исп. 15.10.2005, Кронос-квартет)
* op. 68 Trzy pieśni do słów Marii Konopnickiej для голоса и фортепиано (1954—1955/1995)
* op. 69 Trzy fragmenty do słów Stanisława Wyspiańskiego для голоса и фортепиано (1996)
* op. 70 Valentine Piece для флейты и колокольчика (1996)
* op. 71 [Кларнетный квинтет, для кларнета и струнного квартета] (1996)
* op. 72 Salve, Sidus Polonorum для большого смешанного хора, органа, двух фортепиано и перкуссии (1997)
* op. 73 Mała fantazja для скрипки и фортепиано (1997)
* op. 74
* op. 75 Hej, z góry, z góry! kóniku bury, 5 народных песен для хора a capella или для голоса и фортепиано (2003)
* op. 76 Lobgesang для смешанного хора и колокольчиков (2000)
* op. 77
* op. 78 Quasi una fantasia, версия для большого струнного оркестра op.64) (2002)
* op. 79 Dla Jasiunia, три пьесы для скрипки и фортепиано (2003)
* op. 80 Po co żeś tu przyszło Siwa Mgło, для двух скрипичных групп (2003)
* op. 81 Pieśń Rodzin Katyńskich для смешанного хора a cappella (2004, исп. 13.11.2005)