Популярные личности

Хасдай ибн Шафрут

выдающийся еврейский учёный, меценат и политический деятель
Категория:
Место рождения:
ХаэнГод смерти: 0970
Место смерти:
Кордова
Биография

Биография

Хасдай Абу Юсуф бен Исааак бен Эзра бен Шафрут, или Хасдай ибн Шапрут (915—970) — выдающийся еврейский учёный, меценат и политический деятель; врач и советник Кордовского халифа Абд ал-Рахмана III. Покровительствовал иудейской общине в Испании. Известен также своей перепиской с правителем Хазарии Иосифом.


Биография

Хасдай родился в 915 г. городе Хаэне на востоке Андалусии, в семье богатых торговцев. Его отец, Исаак бен Эзра ибн Шапрут, прославился тем, что выстроил в Кордове синагогу и материально поддерживал изучающих Тору. С юности Хасдай проявил тягу к языкам: знал помимо иврита арабский, латы

нь и испанский разговорный диалект — романсе. Изучив ведущие медицинские труды, стал практикующим врачом в Кордове. Открыл утраченный секрет чудодейственного лекарства ал-фарук, которое считалось панацеей от многих болезней. После этого молодой медик был приглашен ко двору.

Его незаурядные талант

ы в языках и хорошие манеры оказались востребованы. Вскоре из придворного врача Хасдай сделался ближайшим доверенным советником Абд ал-Рахмана, который в 929 принял титул халифа. Хасдай стал фактически министром финансов (назначен главой таможни) и министром иностранных дел. Однако из-за своего прои

схождения официального титула везира не имел. После смерти халифа в 961. не утратил благосклонность его сына халифа Хакама II и продолжал оставаться при дворе до самой смерти. Семьи, по-видимому, не имел. О его потомках ничего не известно. Хасдай скончался в Кордове в 970 г.

Дипломатическая деят

ельность

Хасдаю поручалось осуществление деликатных дипломатических миссий. На этом поприще он проявил себя как исключительно талантливый политик.

В 949 принял византийское посольство от императора Константина VII. Среди подарков, доставленных посольством, был уникальный медицинский тракт Диос

корида (I в н. э.) . Хасдай вместе с греческим монахом Николаем полностью перевели его на арабский язык . В 956 он встретил посольство короля Священной Римской империи Оттона I. С немецкой стороны миссию возглавлял аббат бенедиктинского монастыря Иоганн. Письмо, предназначавшееся халифу, имело слишк

ом резкий тон, и Хасдай убедил Иоганна послать за новым письмом. Поэтому посольству пришлось провести в Испании целых три года. Вернувшись домой, Иоганн написал в своих воспоминаниях, что «никогда не встречал человека столь мудрого и проницательного, как этот еврей». В 958 Хасдай сам отправился с по

сольством в соседнюю Наварру. Там он сумел заключить выгодный для халифата мирный договор, приведший к расколу среди христианских государств Испании.

Покровительство евреям

Хасдай всегда помнил о своём происхождении. Высокое положение он использовал для добросовестной помощи единоверцам. В Ис

пании поддерживал еврейские академии, помогал им в приобретении ценных текстов Талмуда. Оказывал также личную поддержку ученым и их ученикам, поэтам и сочинителям. Окружил себя грамматиками и литераторами, такими как Моисей бен Ханох, поэт Дунаш бен Лабрат и др. Грамматик Менахем ибн Сарук был личны

м секретарём Хасдая. Благодаря этим усилиями для иудейской культуры в Испании настал золотой век. В то время как традиционный центр в Месопотамии постепенно приходил в упадок.

Контактировал с еврейскими общинами Палестины и Вавилонии, обменивался письмами с сыном Саадии Гаона рабби Лосой. При это

м он ослабил связь испанского еврейства с Вавилоном. Хасдай получил из рук халифа титул «наси», что сделало его главой всех еврейских общин страны. Своего протеже Моисея Бен Ханоха Хасдай назначил главным раввином Кордовы.

Хасдай прилагал много усилий для облегчения положения соплеменников в друг

их странах. Известны фрагменты его посланий к различным правителям и еврейским иерархам. Когда в [[Византии началось очередное преследование евреев, он написал письмо к императрице Елене, где напомнил, что защищает перед халифом андалусских христиан, и в ответ попросил улучшить положение евреев в Ви

зантии.

Вёл переписку с евреями Южной Италии. Известно письмо к Хасдаю от Рабби Иуды Бен Якова Римского. В письме сообщается о гонениях на евреев в Южной Италии (в то время византийской). Посланник Хасдая Мар Самуил посетил Италию. Помимо чисто разведывательной миссии, он провёл 9 месяцев на остр

ове Липара, где скопировал для патрона известный еврейский хронограф книгу Иосиппон.

К Хасдаю обращались за помощью провансальские евреи. Они посчитали, что столь могущественному сановнику будет нетрудно отменить унизительную повинность, существующую в Тулузе. Каждый год евреи этого города были о

бязаны преподносить епископу на пасху 30 литров воска, а затем посланник получал от епископа ритуальный удар по шее. Хасдай направил в Прованс трёх своих послов (Мар Самуила, Мар Иосифа и Мар Иуду), но антиеврейский обычай отменить не удалось.

Контакты с Хазарией

Беседуя с купцами из Хоросана

, Хасдай узнал, что где-то на востоке существует иудейское государство, которое называется Хазария. Поскольку евреи не имели ни собственного государства, ни собственной земли, это известие стало в высшей степени ошеломительным. Более подробные сведения были получены от византийских купцов, которые п

одтвердили сомневающемуся Хасдаю, что хазарское царство действительно существует и сообщили, что царствующего хазарского правителя зовут Иосиф. Тогда Хасдай написал ему письмо. В послании он выразил восхищение фактом существования еврейского государства, отметив что эта весть вселила радость и надеж

ду в сердца всех евреев, рассказал о себе, своём статусе о стране и положении в ней евреев. Далее просил Иосифа рассказать об истории, географии и политическом устройстве его державы. В конце спрашивал, когда наступит «конец чудес» — избавление еврейского народа.

Письмо было написано в период меж

ду 954 и 961. Сначала Хасдай отправил его со своим слугой Исааком бен Натаном в Константинополь, но византийский император отказался пропустить послов через свою территорию. Тогда письмо было доставлено посредством еврейских купцов окружным путём через Венгрию, Русь, Булгарию. Хазарский правитель по

лучил его и написал ответное послание. Копии обоих памятников сохранились до сегодняшнего дня. Известен так же фрагмент частного отчёта, составленного для Хасдая одним придворным хазарским евреем. Данные письма имеют уникальную историческую ценность, так как это единственные известные собственно хаз

арские документы.

В своём письме Хасдай писал, что готов оставить свой сан и лично посетить то место, где израильская диаспора не подвергается гонениям. Неизвестно, осуществил ли он это намерение. Едва ли он мог оторваться от государственных дел на столь долгое время. Однако у современника Хасдая

арабского географа Ибн Хаукаля имеется упоминание о неком Хасдае ибн Исхаке, который побывал в Хазарии и соседних странах и встречался с местными царями.

Литература

* Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка X века. — Л.,1932

* Голб Н. Прицак О. Хазарско-еврейские документы X в.



Поделиться: