Мартино часто упоминают в качестве первой женщины-социолога. Она написала более 50 книг и перевела несколько трудов Огюста Конта (Auguste Comte). Мартино говорила: 'Когда изучаешь общество, необходимо сосредоточиться на всех аспектах, включая ключевые политические, религиозные и социальные институты'. Она также считала, что анализ общества должен обязательно затрагивать вопрос понимания жизни женщин. Гарриет изменила социологическое мнение по проблемам, ранее игнорируемым, таким, как брак, дети, бытовая и религиозная жизнь и межрасовые отношения.
Гарриет Мартино родилась 12 июня 1802-го в Норвиче, Англия (Norwich, England), и была шестой из восьми детей. Ее отец был фабрикантом. Ее семья была из поколения французских гугенотов и придерживалась унитарных взглядов. Ее брат, Джеймс Мартино (James Martineau), был клириком, в некоторой степени не согласным с английскими традициями. В доме поддерживалась строгая атмосфера, а также приветствовалось трудолюбие и проявление интеллекта.
Мартино была умна, но при этом слаба и несчастна. Она практически не различала запахов и вкусов и оглохла с юности, из-за чего пользовалась слуховым рожком. В 16 лет из-за гнетущего состояния здоровья и нервного истощения Гарриет надолго приехала к сестре отца, миссис Кентиш (Kentish), которая заведовала школой в Бристоле (Bristol). В общении с любезными и талантливыми людьми жизнь Мартино стала счастливее.
Вскоре она попала под влияние проповедника унитарной церкви, д-ра Ланта Карпентера (Lant Carpenter), из-за которого, по ее словам, в ней 'странным образом перемешались ужасная духовная суровость и по-настоящему заслуживающая уважения сила сознания'.
В 1821-м она начала анонимно писать для унитарного издания 'Monthly Repository' и в 1823-м опубликовала произведение 'Devotional Exercises and Addresses, Prayers and Hymns'. Ее отец скончался в 1826-м, оставив жену и дочь на произвол судьбы. Гарриет самой пришлось зарабатывать на жизнь. Она не смогла преподавать из-за глухоты и всерьез занялась писательской работой.
В 1831-м Мартино искала издателя для своей серии историй; после многих неудач она согласилась на невыгодные условия Чарльза Фокса (Charles Fox), с которым ее познакомил ее брат Уильям. Продажа первой партии книг возымела огромный успех, спрос возрастал с каждым выходом новой серии историй Мартино, и с тех пор ее литературный успех был неоспорим.
В 1832-м Мартино переехала в Лондон (London), а в 1834-м, по завершению своей серии, отравилась в Соединенные Штаты в поддержку аболиционизма, непопулярного и спорного общественного движения.
После долгожданного знакомства с ней Чарльз Дарвин (Charles Darwin) отметил, что 'она была очень милой, и ему удалось поговорить на самые разные интересные темы, учитывая ограниченное время'.
В 1939-м англичанка выпустила трехтомный роман 'Дирбрук' ('Deerbrook'), а та правдивость, с которой Мартино вела повествование в книге 'Maid of All Work', заставила многих считать, что она когда-то сама была прислугой, выполняющей всю работу по дому.
Во время визита в континентальную Европу в 1839-м Гарриет подорвала здоровье. Вскоре она выяснила, что хроническое недомогание связано с кистой яичника, и пыталась облегчить свои страдания, неоднократно обращаясь к своему родственнику, д-ру Томасу Майклу Гринхау (Thomas Michael Greenhow).
С 16 марта 1840-го писательница почти пять лет прожила в пансионе миссис Холлидей (Halliday), расположенном рядом с английским городом Тайнмутом (Tynemouth). В этот период Гарриет написала, как минимум, три книги и около ста страниц автобиографии.
Смирившись с тем, что до конца дней она может остаться инвалидом, Мартино 'наслаждалась свободой', используя телескоп. И все же, опасаясь поставить под угрозу ее политическую независимость, Мартино дважды отказалась от цивильного листа и в 1844-м на несколько месяцев почувствовала себя лучше, согласившись на лечение гипнозом.
В 1845-м она оставила пансион и выстроила дом в Эмблсайде (Ambleside), где провела большую часть своей последующей жизни.
Ей хватило сил отправиться в тур по Египту (Egypt), Палестине (Palestine) и Сирии (Syria) в 1846-м вместе с друзьями, после чего она опубликовала 'Eastern Life, Present and Past' в 1948-м, которую отказался издавать Джон Мюррей (John Murray), назвав произведение 'тенденциозно-атеистическим'.
В ее книге 'Household Education' излагалась теория о том, что свобода и рациональность, а не власть и послушание, являются наиболее действенными инструментами образования. Интерес к образовательным программам перерос в цикл лекций, которые, по просьбе родителей, были возобновлены.
В начале 1855-го Мартино хватил сердечный удар. Она срочно взялась за свою автобиографию, но ее жизнь продлилась еще на 20 лет. Двухтомный автобиографический труд вышел посмертно в 1877-м. На крохотной ферме в Эмблсайде Гарриет с успехом возделывала землю, и бедные соседи оказались многим обязаны ей. В трудовой сфере Мартино отличали две вещи – усердие и искренность.
Гарриет Мартино скончалась 27 июня 1876-го.
В автобиографическом очерке, опубликованном 'Daily News', было написано: 'Ее оригинальные способности были обусловлены не более чем серьезностью и интеллектуальной ясностью в пределах отведенного диапазона. При небольших творческих и мыслительных способностях, а, следовательно, не имея ничего похожего на гений, она могла ясно видеть то, что видела, и ясно выразить то, что должна была сказать. Короче говоря, она могла продвигать идеи, в то время как не могла ни открыть, ни изобрести нового'.