Пришла в кино благодаря Р. В. Фассбиндеру, который пригласил ее сначала в «Анти-театр», а затем начал снимать в кино.
ШИГУЛЛА Ханна родилась 25 декабря 1943, немецкая актриса.
Пришла в кино благодаря Р. В. Фассбиндеру, который пригласил ее сначала в «Анти-театр», а затем начал снимать в кино. Их первая общая работа «Любовь холоднее, чем смерть» (1969), но прежде Шигулла появилась в фильме «Охотничьи сцены в Нижней Баварии» П. Фляйшмана.
Фассбиндер и Шигулла сделали вместе 21 фильм с 1969 по 1974, потом с 1978 по 1980. Создаваемые ими образы претерпели сложную эволюцию.
Личные отношения режиссера и актрисы остаются до некоторой степени тайной, но одно несомненно: миф Шигуллы был создан режиссером, он же сформировал ее исполнительскую индивидуальность, снял лучшие ленты с ее участием. Сначала актриса предстает воплощением человеческой цельности, духовности и доброты (особенно показательны роли в «Катцельмахере» и «Продавце четырех времен года»), а Фассбиндер воспевает ее красоту, редкую женственность и гармоничность, примеряет к ней разные облики соблазнительницы в своих жанровых стилизациях («Любовь холоднее, чем смерть», «Боги чумы», «Уайти» и др.).
Откровенное признание в любви — образ актрисы Ханны в «Предостережении святой блудницы». Но подлинное открытие Шигуллы происходит в фильме «Горькие слезы Петры фон Кант» (1972), где за мечтательной, женственной созерцательностью ее героини скрывается нравственно и психически искалеченное существо.
После фильма «Эффи Брист Фонтане» Шигулла разрывает свой творческий роман с Фассбиндером, не желая довольствоваться ролью модели. Через пять лет они встречаются для создания лучшего фильма Фассбиндера «Замужество Марии Браун» (1978, премия за роль на МКФ в Западном Берлине-79), где, наконец-то, достигнут баланс между ролью Фассбиндера-мастера и исполнительским талантом Шигуллы.
Сдержанность актерской манеры, магнетизм Шигуллы оказались идеально использованными, и более того, не напоминая расхожие представления о немецкой женщине, она сумела воплотить на экране метафору «Мария Браун — это сама Германия».
То же самое можно сказать и о фильме «Лили Марлен» (1980), где образ певички-идола Вилки, еще одного воплощения немецкого характера и души, все-таки трактован мелодраматичнее и привычно.
В сериале «Берлин. Александерплац» (1979) Шигулла играет архетипную соблазнительницу и одновременно женский архетип личной истории самого Фассбиндера. Женщина-сфинкс, красавица и воплощение женственности, призванная напомнить о причудливой Вселенной своего Пигмалиона — такой предстает Шигулла во многих других своих работах («Ложное движение», «Страсть», «Антоньетта», «История Пьеры», приз на МКФ в Канне; «Будущее — это женщина», «Приключения Катрин К.»).
Подчас ее роли очень хороши, но это лишь обыгрывание кинематографического мифа, созданного благодаря уникальным ролям в фильмах Фассбиндера.