Изобретатель йогурта 'Chobani', Улукайя известен за свои экстраординарные достижения в бизнесе и свою приверженность к созданию доступных, вкусных, натуральных и питательных продуктов. В апреле 2014 года он стал одним из одиннадцати бизнес-лидеров, назначенных Баракой Обамой (Barack Obama) для выполнения почетной миссии – поощрения предпринимательства в США и за рубежом.
Хамди Улукайя родился в курдской семье в Турции (Turkey), в 1972-м. Его семья держала овец и коз и управляла молочной фермой, недалеко от реки Евфрат (Euphrates River). Пасшее скот семейство часто вело сезонный полукочевой образ жизни, и в один из таких сезонов на свет появился Хамди.
Улукайя изучал политическую науку в Университете Анкары (Ankara University), после чего в 1994-м обосновался в Соединенных Штатах, где изучал английский в Университете Адельфи (Adelphi University). В 1997-м он перебрался на север штата Нью-Йорк (New York), где прошел несколько бизнес-курсов.
Хамди устроился на ферму в штате Нью-Йорк, и приехавший навестить его отец убедил сына начать импорт феты из Турции. Отец провел дегустацию американского сыра и посчитал, что тот уступает турецкому
. Новый бизнес постепенно начал набирать обороты. Улукайя открыл небольшой сырный завод, которому дал название 'Euphrates', в Джонстауне (Johnstown, NY). После двух лет напряженной работы предприятие практически обанкротилось.
Вспоминая об этом периоде, Хамди впоследствии заявил: 'Это были наиболее сложные два года в моей жизни'.
Весной 2005-го Улукайя случайно узнал о продаже полностью оборудованного завода по производству йогуртов. Этот завод с 84-летней историей находился в 105 км к западу от сыроварни Хамди. Вопреки советам своего поверенного и бизнес-консультанта, Улукайя решил купить предприятие. Финансовые вливания в новый бизнес поступали последующие пять месяцев – благодаря кредиту от Администрации малого бизнеса и местным грантам.
Свою новую компанию У
лукайя назвал 'Agro Farma'. Он нанял нескольких бывших сотрудников 'Kraft Foods', и их первым заданием стало покрасить и отремонтировать купленный им старый завод.
Решив оставить в стороне 'слишком приторные, водянистые и искусственные американские йогурты', Хамди взял курс на турецкое качество, знакомое ему с детства. Он поставил перед собой цель создать вкусный, плотный и натуральный продукт для американского рынка. Улукайя привез из Турции специалиста по йогуртам, Мустафу Догана, с которым почти два года разрабатывал и совершенствовал собственный рецепт. Они работали с разнообразными бактериальными культурами и перебрали сотни вариантов, чтобы создать йогурт с желаемым вкусом, текстурой и пригодным сроком хранения.
Для приготовления так называемого 'греческого'
огурта – плотной консистенции, сливочного, богатого белком – требовался дорогостоящий сепаратор. Такой машины на заводе не оказалось, но Улукайя сумел купить ее за 50 тысяч долларов в Висконсине (Wisconsin). Проворачивая сделку, Хамди внезапно осенила идея. Для нового йогурта было выбрано название 'Chobani' (вариант слова çoban), означающее по-турецки 'пастырь'.
В йогурте 'Chobani' отсутствовали консерванты, искусственные ароматизаторы, искусственные красители и желатин. Использовалось молоко, полученное от коров, не подсаженных на гормоны роста. Улукайя не мог позволить себе дорогую рекламу, поэтому вложил деньги в упаковку продукта, в форме чаши, в попытке дифференцировать свой бренд. Первой в линейке продукции появились йогурты без добавок, а также ванильные, к
лубничные, персиковые и черничные.
Улукайя хотел, чтобы его йогурты мог позволить себе купить каждый. Вместо реализации в малых специализированных магазинах бизнесмен отправлял свою продукцию в молочные отделы известных магазинов и национальных сетей. Этот шаг быстро помог марке 'Chobani' обрести узнаваемость и популярность.
В октябре 2007-го Хамди доставил свой первый заказ, несколько сотен коробок, бакалейщику на Лонг-Айленде (Long Island). На следующей неделе тот же самый магазин сделал заказ повторно.
Не имея средств на маркетинг в традиционном его понимании, Улукайя поставил на вооружение небольшую команду, которая работала с клиентами, высказывавшими свои пожелания. Связь с потребителем осуществлялась через блоги, Facebook и Twitter. В 2010-м заработал г
узовик, названный 'CHOmobile'. Он раздавал бесплатные образцы йогурта 'Chobani' на фестивалях, парадах и семейных торжествах на территории США. За первый год грузовик раздал 150 тысяч контейнеров с продукцией.
Новая линейка продукции стартовала в 2010-м, с детского йогурта 'Chobani Champions'. В 2013-м появился йогурт для лакомок 'Chobani Bite', в том числе с шоколадом. В продукте 'Chobani Flip' топпинг не перемешивался с йогуртом. Другая разработка, 'Chobani Simply 100', преподносилась как первый и единственный греческий йогурт со 100 калориями, сделанный только из натуральных ингредиентов.
В 2012-м годовая прибыль компании Хамди перевалила за отметку в один миллиард долларов. В 2014-м личное состояние предпринимателя было оценено в 1.4 миллиарда долларов. В этом ж
е году компания представила 'Chobani Oats', с зерновыми культурами и фруктами; 'Seasonal varieties', с арбузом и розовым грейпфрутом; 'Chobani Indulgen', полезный десертный йогурт; и простой греческий йогурт с 4% долей жира – для приготовления пищи и выпечки.
Хамди проживает в городе Нью-Берлин, Нью-Йорк (New Berlin, NY), недалеко от завода 'South Edmeston' по производству йогурта 'Chobani'. В конце 1990-х он недолгое время прожил в браке с Айше Гирэй. Улукайя пожертвовал 700 миллионов долларов на помощь курдским беженцам, а также другим жертвам Сирийской гражданской войны. Он любит парусный спорт, путешествия и проводит свободное время со своими двумя немецкими овчарками.
В настоящее время Улукайя встречается с гватемалкой Алидой Боэр, которая ждет от него ребенка