За рассказ, в котором он описал нищету исландских эмигрантов в Манитобе (провинция в Канаде), Л. угрожали депортацией из страны. В этот же период писатель порывает с католицизмом и увлекается левацкими идеями, а через какое-то время, находясь в Соединенных Штатах, он под влиянием Эптона Синклера становится социалистом, что получило отражение в его сборнике эссе 'Народная книга'
Исландский романист и эссеист Хальдоур Кильян Лакснесс (настоящее имя Хальдоур Гудьонссон) родился в Рейкьявике, в семье Гудьона Хельги Хельгасона, инспектора на строительстве дорог, и Сингридур Хальдорсдоттир. Когда мальчику было 3 года, семья переехала на ферму, расположенную к югу от Рейкьявика. Ферма называлась Лакснесс, что значит 'полуостров лосося' (это название стало впоследствии псевдонимом писателя). Ребенком Л. заслушивался, как его отец рассказывает исландские саги и читает произведения эпической поэзии из семейной библиотеки. Отец также учил мальчика играть на скрипке; кроме того, Хальдоур ездил в Рейкьявик - в школу и на уроки музыки. Еще школьником он тайно сочинял романтические истории, одна из которых, повесть 'Дитя природы' ('Barn natturunnar'), была опубликована в 1919 г. под псевдонимом Хальдоур фра Лакснези.
После смерти отца в 1919 г. Л. впервые едет за границу, долгое время живет в Копенгагене, в 1921...1922 гг. он совершает путешествие по Австрии и Германии, а в 1922 г. едет во Францию, где знакомится с сюрреализмом. Духовные поиски привели Л. в бенедиктинский монастырь Клэрво в Люксембурге, где в 1923 г. он перешел из лютеранства в католичество и взял имя Лакснесс.
За границей Л. продолжает писать. В 1923 г. он выпустил сборник 'Некоторые истории' ('Nokkrar sogur') и в 1924 г. роман 'Под священной горой' ('Undir Helgahnuk'), где описывается детство исландского мальчика. Писатель также начал работу над автобиографией 'Из дома я ушел' ('Heiman eg for'), увидевшей свет только в 1952 г. В 1925 г. выходит его работа, проникнутая апологией католицизма, - 'С католической точки зрения' ('Kapolsk vidhorf'). В этом же году, после недолгого пребывания на родине, Л. едет в Сицилию, где пишет свой первый большой роман 'Великий ткач из Кашмира' ('Vefarinn miklifra Kasmir', 1927), в котором описана история духовного развития молодого писателя из Рейкьявика. Автобиографичный по содержанию и сюрреалистический по манере, этот роман считается также первым крупным успехом Л. В Исландии, однако, роман критиковали за стилистическое экспериментаторство и декаданс, а также за использование иностранных слов и выражений, что было расценено как посягательство на национальную исландскую культуру.
В 1927...1929 гг. Л. живет в Северной Америке. За рассказ, в котором он описал нищету исландских эмигрантов в Манитобе (провинция в Канаде), Л. угрожали депортацией из страны. В этот же период писатель порывает с католицизмом и увлекается левацкими идеями, а через какое-то время, находясь в Соединенных Штатах, он под влиянием Эптона Синклера становится социалистом, что получило отражение в его сборнике эссе 'Народная книга' ('Alpydubokin', 1929).
В 1930 г. в связи с празднованием тысячелетней годовщины исландского парламента Л. возвращается в Исландию. Во время этого пребывания на родине Л. женится на Ингибьорг (Инге) Эйнарсдоттир. В 1931...1932 гг. писатель публикует двухтомный роман 'Салка Валка' ('Salka Valka'). Вышедший в 1936 г. на английском языке, этот роман произвел большое впечатление на некоторых американских критиков. Это был первый эпический роман Л., в котором с беспощадным реализмом описывалась многотрудная жизнь исландских низших классов. В 1934...1935 гг. выходит его двухтомный роман 'Самостоятельные люди' ('Sjalfstoett folk'). Это история борьбы бедного фермера с природой и социальным угнетением. Когда роман 'Самостоятельные люди' был издан в Соединенных Штатах, за Л. закрепилась репутация одного из лучших исландских писателей. 'Свет мира' ('Heimsljos', 1937...1940) - это четырехтомная сага о бедном поэте, стержнем которой является конфликт между любовью поэта к красоте и его неприятием социальной несправедливости. Сам писатель считал 'Свет мира' самым значительным своим произведением. Вслед за этим романом он написал 'Исландский колокол' ('Islandsklukkan', 1943...1946), историческую трилогию, действия которой происходит в XVII в., во времена датского владычества в Исландии. Несмотря на то что в лучших романах Л. 30...40-х гг. описываются ужасные социальные условия, эти книги пронизаны иронией и состраданием.
Среди других работ Л. тех лет - путевые заметки о поездке писателя в Россию: 'Путь на восток' ('I Austurvegi', 1933) и 'Русская сказка' ('Gerska oefintyrid', 1938). В это же время выходит несколько сборников новелл писателя, пьеса 'Короткий маршрут' ('Straum-rof', 1934), поэтический сборник 'Стихи' ('Kvoedakver', 1930), а также перевод книги Хемингуэя 'Прощай, оружие' (1941).
В 1940 г. Л. развелся с Ингой Эйнарсдоттир; через 5 лет он женился на Эудур Свейнсдоттир. Лето они проводили на семейной ферме, а зимой жили в Рейкьявике. Понимая, что население Исландии слишком мало и даже самый выдающийся национальный писатель не может существовать только на свой литературный заработок, правительство предоставило ему ежегодную стипендию, от которой Л. в конце концов отказался: стипендия несколько раз урезалась и писатель счел, что получать ее унизительно.
В 1948 г. Л. опубликовал 'Атомную станцию' ('Atomstodin'), сатирический роман об атомной эпохе, который не пользовался таким успехом, как его ранние произведения. В США 'Атомная станция' была издана только в 1982 г. - возможно, потому что в этом романе проявились прокоммунистические настроения писателя. В 1950 г. Л. стал председателем общества 'Исландия - СССР', что также свидетельствовало о его просоветской ориентации.
В 1955 г. Л. была присуждена Нобелевская премия по литературе 'за яркую эпическую силу, которая возродила великое повествовательное искусство Исландии'. Е. Вессен, член Шведской академии, в своей речи на церемонии награждения отдал должное богатому наследию исландской литературы и отметил, что 'Хальдоур Л. вернул литературу к ее истокам и обогатил исландский язык новыми художественными средствами для выражения современного содержания'. Он назвал 'Свет мира' шедевром Л. В ответной речи Л. признал, что многим обязан древнеисландским сказителям, которые своим эпическим творчеством 'создали не только один из самых красивых и изысканных языков, но и оригинальный литературный жанр'.
В романе 'Рыба умеет петь' ('Brekkukotsannall', 1957) манера Л. меняется. Этот лирический по интонации роман пронизан верой писателя в достоинство и доброту человека. В этом романе и в последующих Л. отходит от социальной и политической проблематики, которая доминировала в его произведениях на протяжении трех десятилетий. В 1963 г. получила широкую известность автобиографическая книга Л. 'Поэтическая эпоха' ('Skaldatimi'), где писатель критикует советский коммунизм. В 60-е гг. Л. продолжает писать романы, мемуары, эссе, пьесы и много переводит.
В скандинавской литературе Л. и по сей день пользуется репутацией выдающегося писателя. В его биографии (1971) Петер Хальберг отмечает, что 'исландское наследие всегда остается живой силой в его произведениях. Эта сила сквозит и в размышлениях писателя о сегодняшнем дне, и в его творческих исканиях. Все его творчество пронизано противоречием между отечественным и иностранным, своим и чужим, и противоречие это оказалось весьма плодотворным для него'.
В своей статье 1980 г. исландский литературовед Свен Хескульдсон назвал Л. самым знаменитым исландским писателем XX в., отметив, что 'его творческая сила не имеет себе равных: Л. художественно переосмыслил решительно все стороны жизни Исландии'. 'Благодаря своему повествовательному искусству и самобытному стилю Л. сделал для обновления исландской прозы больше, чем любой другой современный романист, - писал в 1982 г. исландский критик Сигурдур Магнуссон. - У него на редкость большой диапазон тем и стилевых манер, поэтому его романы похожи друг на друга только выразительностью и емкостью портретных характеристик'. Несмотря на подобные отзывы критики, огромную популярность писателя в Исландии, а также признание его достижений литературоведами, за пределами Скандинавии Л. известен мало.