Невменная нотация, использовавшаяся для записи музыкальных композиций, имела целый ряд недостатков, сильно осложнявших жизнь средневековым певцам. Современная нотная запись во многих отношениях была призвана эти недостатки исправить; придумал её в 11-м веке итальянский монах Гвидо Аретинский.
Гвидо д'Ареццо, он же Гвидо Аретинский (Guido of Arezzo или Guido Aretinus, 991/992 – после 1033) – средневековый специалист по теории музыки. Считается изобретателем современной музыкальной нотной записи, пришедшей на смену классической невменной нотации. Также известен как автор второго по популярности средневекового трактата по музыке – 'Micrologus'.
Гвидо Аретинский был монахом бенедектинского ордена итальянского города-государства Ареццо. Согласно сравнительно свежим исследования, 'Micrologus' был написан либо в 1025-м, либо в 1026-м; Гвидо в записях своих утверждал, что трактат написал в 34 года, что позволяет примерно восстановить год его рождения – либо 991-й, либо 992-й.
Карьера д'Ареццо начиналась в аббатстве Помпоза (Pomposa), на побережье Адриатического моря (Adriatic Sea), близ Феррары (Ferrara). Занялся исследованием музыкальной теории Гвидо не в последнюю очередь из-за трудностей, которые певцы того времени испытывали при запоминании григорианских хоралов. Разработанный Гвидо метод позволял певцам запоминать хоралы заметно быстрее; со временем эта методика прославила Гвидо на всю северную часть Италию. Увы, со временем у д'Ареццо начались проблемы с другими монахами аббатства; урегулировать конфликт возможным не представлялось, так что монах счел за благо перебраться в Ареццо. Рядом с этим городом аббатства не было, но соборных певцов здесь имелось изрядно. Руководивший подготовкой певцов епископ Тедальд (Bishop Tedald) предложил Гвидо должность режиссера.
Во время работы в Ареццо Гвидо разработал новую технику подготовки музыкантов; она была основана на использовании нотной записи и запоминания по принципу сольфеджио, с повторением нот 'ут, ре, ми, фа, соль, ля'. Слоги эти Гвидо позаимствовал из широкого известного гимна Павела Диакона (Paulus Diaconus) 'Ut queant laxis'.
Гвидо Аретинскому также приписывается другая популярная в средние века мнемоническая схема – так называемая 'гвидонианская рука' (Guidonian hand). Мнемоническая схема эта была построена на использовании руки для пения 'с листа'; различным частям руки ставились в соответствие различные ноты. Гвидо действительно предлагал в своих работах нечто подобное, однако он разработал лишь сравнительно простую модель – и к сформировавшейся позже довольно-таки сложной схеме отношения, вероятнее всего, не имел.
'The Micrologus' Гвидо написал в Ареццо и посвятил своему благодетелю Тедальду. В книге этой содержалось довольно точное описание разработанных монахом образовательных и учебных техник. Трактат этот обрел необычайную популярность – по распространенности он уступал разве что трудам Боэция (Boethius). Позже трактат привлек внимание даже Папы Иоанна XIX (Pope John XIX); Гвидо был приглашен посетить Рим (Rome). На приглашение это монах ответил, судя по всему, в 1028-м; надолго в Вечном городе он не задержался – проблемы со здоровьем вынудили Гвидо вернуться в Ареццо. Примерно в это же время в своем письме 'Epistola de ignoto cantu' он описал мнемоническую систему сольфеджио-сольмизации.
О дальнейшей жизни Гвидо Аретинского известно мало; скончался он, судя по всему, уже после 1033 года.
Изобретения Гвидо Аретинского во многих отношениях определили лицо современной музыкальной теории; как следствие, имя Гвидо было увековечено в ряде музыкальных проектов. Так, именно в честь итальянского монаха была названа система записи музыки для компьютеров, GUIDO; имя Гвидо Аретинского носит также международный конкурс исполнителей полифонической музыки 'Concorso Polifónico Guido d'Arezzo'.