Создатель сикхизма, один из первых десяти сикских гуру. Сикхи верят, что все следующие гуру унаследовали от Нанака частичку божественности и религиозной власти – именно поэтому все гуру добавляли в свои имена 'Нанак'. Различные биографии Нанака собраны воедино в так называемые 'Джамансакхи' (Janamsākhīs). Самая популярная часть Джамансакх написана близким другом гуру, Бхай Балой (Bhai Bala).
Родился Нанак 15-го апреля 1469-го, в деревушке близ современного Лахора, Пакистан (Lahore, Pakistan). Отец его, Мехта Кальян дас Беди (Mehta Kalyan Das Bedi), был учетчиком урожая, работавшим на местного мусульманского землевладельца Рая Булара Бхатти (Rai Bular Bhatti). У Нанака была старшая сестра, Биби Нанаки (Bibi Nanaki) – кстати, позже также ставшая чрезвычайно важной в духовных кругах персоной.
После свадьбы Нанаки перебралась к мужу, в Султанпур (Sultanpur); за ней последовал и Нанак, чрезвычайно привязанный к старшей сестре. Жизнь в Султанпуре сильно повлияла на становление юноши; особо важную роль сыграла работа в правительственной организации.
Необычные способности проявились у Нанака сравнительно рано – уже в 5 лет он активнейшим образом интересовался духовными материями. В 7 лет мальчика отправили в деревенскую школу; там Нанак поражал всех – от одноклассников до педагогов – своей необычайной мудростью и проницательностью. О юном Нанаке рассказывали многое – так, некто видел, как дикая кобра своим раздутым капюшоном прикрывала голову спящего мальчика от палящего солнца.
В полной мере таланты Нанака раскрыли его сестра и местный землевладелец Ваш Хуньян (Dev Vash Hunjan); именно по их совету мальчик отправился в путешествие. Считается, что в 1499-м 30-летнему Нанаку было видение; юноша пропал – и многие были уверены в том, что он утонул в реке во время утреннего купания. Вернулся Нанак через три дня – и с этого момента он начал проповедовать новую религию.
Точного описания всех похождений Нанака не существует; чаще всего адепты сикхизма рассказывают о четырех его путешествиях. В общей сложности Нанак прошел несколько тысяч километров. Во время первого путешествия он отправился на восток, в Бенгалию (Bengal) и Ассам (Assam), во второй раз дорога повела его на юг – в Тамилнад (Tamil Nadu). В третий раз Нанак отправился на север – в Кашмир (Kashmir), Ладак (Ladakh) и Тибет (Tibet), в четвертый – на запад, в Багдад (Baghdad), Мекку (Mecca) и Медину (Medina). Довольно много времени Нанак провел в Аруначал-Прадеше (Arunachal Pradesh).
Гуру Нанак женился на Мате Сулакхни (Mata Sulakhni) примерно в 16 лет; брачная церемония прошла в Батале (Batala). Мата подарила Нанаку двоих сыновей – Шри Чанда (Sri Chand) и Лакшми Чанда (Lakhmi Chand).
В многочисленных прочтениях учений Нанака можно выделить целый ряд общих принципов. Первым таким принципом является божественная сущность – в той или иной степени имеющаяся практически во всех религиях. По Нанаку, сущность эта была неким бесформенным, неразрушимым и бессмертным Создателем, лежащим за гранью человеческого понимания. Нанак не раз акцентировал внимание на опасностях самовлюбленности и призывал посвящать всю свою жизнь служению Богу. Практиковать учение Нанака предполагалось тремя способами. Во-первых, сикхи должны были делиться с нуждающимися; во вторых, им следовало зарабатывать на жизнь исключительно честным трудом, не прибегая к обману или эксплуатации. Наконец, верующие должны были регулярно медитировать на имя Божье и воспевать его специальными мантрами.