Гурий (Тушин Григорий) (1452 или 1455-1526), монах, летописец. Происходил из старинного боярского рода Квашниных, постригся в Кирилло-Белозерском монастыре в возрасте 23-26 лет (1478-79).
Происходил из старинного боярского рода Квашниных, постригся в Кирилло-Белозерском монастыре в возрасте 23—26 лет (1478—79). В 1484—85 в теч. 9 мес. игуменствовал. Стремясь точно следовать примеру и предписаниям основателя обители Кирилла Белозерского, Гурий возвратил вел. князю полученные от него п
ри предыдущем игум. Серапионе земли и просил только «в тех деревень место оброку житнаго». Став снова простым монахом, остался в Кирилло-Белозерском монастыре (возможно, следуя завету св. Кирилла не менять обители по собственному почину). Гурий состоял в переписке с Нилом Сорским, умер окруженный об
щим почитанием (по словам «иосифлянина» Саввы Крутицкого, старец «честен»), имел учеников.
Гурий составил «Летописец русский» — свод событий от смерти Феодосия Печерского до похода Василия III на Казань в 1523. Первая часть «Летописца» восходила к краткому летописцу Кирилло-Белозерского монастыря
, ряд сообщений которого, преимущественно о ростовской епархии, исключался, а вторая часть (с 1461) была написана Гурием. «Летописец русский» придерживался общерусской точки зрения на историю, отличался интересом к татаро-монгольской теме, к природным явлениям, содержал некоторые уникальные сведения
(судьба опального боярина Федора Басенка, бегство Софии Палеолог в Кириллов монастырь во время набега монголо-татар на Москву в 1481).
Гурий (возможно, под влиянием Нила Сорского) «особенно прилежал» к переписыванию книг; причем иногда составление, редактура и переписывание рукописей осуществлял
ись им самим, а иногда его «строением и потружением» — под его руководством (таких рукописей было не менее 37). В деятельности Гурия — составителя и редактора определенно выразилась его личная и мировоззренческая близость с «нестяжателями». Он переписывал житийные сборники Нила Сорского, перевод Тол
кований Псалтири Максима Грека, Кормчую Вассиана Патрикеева, а также соединил в одну рукопись послания Нила Сорского, создал оригинальные редакции полемических сочинений князя-инока Вассиана «Собрание некоего старца» и «Слово о еретиках» (придав им относительную умеренность). Рукописи Гурия копирова