Значительную часть историко-социологического наследия Ферреро составили труды по международным отношениям. С этой сферой была связана его лоббистская деятельность (накануне Первой мировой войны он способствовал реализации внешнеполитических интересов России в Италии).
ФЕРРЕРО, ГУЛЬЕЛЬМО (Guglielmo, Ferrero) (1871–1942), итальянский социолог, историк, и государственный деятель, родился в Портичи (Неаполь) 21 июля 1871 Профессор Туринского, Флорентийского и Женевского университетов. Изучал криминальную антропологию в университетах Пизы и Турина, затем под руководст
вом Ч.Ломброзо выступил в качестве соавтора его исследования Женщина преступница и проститутка (La donna delinquente, 1893).
На первых исследовательских и публицистических работах Ферреро заметно влияние идей школы Ломброзо (учение о преступном типе, понятие врожденного преступника и т.п.). Однако
, как и поколение современных ему социологов (Э.Ферри, Ш.Сигеле и др.), Ферреро в большей степени занимали проблемы социальной предопределенности преступности и ее исторических корней.
Ферреро уделял внимание изучению явлений социальной дезорганизации, характерных для европейской цивилизации в н
ачале 20 в. Глобальный кризис, вылившийся в мировые войны и революции, навел его на исторические аналогии с римской древностью. Его главное сочинение по античной истории Величие и падение Рима (Grandezza e decadenza di Roma, 1902–1906) было попыткой рассказать об отдаленной эпохе в терминах и поняти
ях новейшего времени. «Переводимость» языка древности на современный – проблема, решенная Ферреро с излишней прямолинейностью, – стала поводом для обвинений в модернизации истории, выдвинутых против него академической историографией.
Критическую реакцию современников вызвала его работа Между дву
мя мирами (Fra i due mondi, 1913), посвященная социологии промышленного развития. Это эссе было навеяно впечатлениями от пребывания Ферреро в США. В нем оспаривалась распространенная среди итальянских интеллектуалов вера в возможность промышленной модернизации отсталой Италии посредством использован
ия достижений технического прогресса и свободной рыночной конкуренции. Ферреро считал неприемлемой американскую «машинную» цивилизацию как универсальную модель развития, весьма проблематичную, по его убеждению, с этической точки зрения.
Значительную часть историко-социологического наследия Ферре
ро составили труды по международным отношениям. С этой сферой была связана его лоббистская деятельность (накануне Первой мировой войны он способствовал реализации внешнеполитических интересов России в Италии).
Итогом его научной деятельности и духовным завещанием стала работа Власть (Potere, 194